Основные направления работы епархиальной библиотеки как методического центра
Организационно-методическая работа является важной составляющей деятельности библиотеки, выполняющей функции методического центра. Она направлена на поддержку и развитие тех библиотек, которые согласно установленной иерархии подчиняются методическому центру и рассчитывают на методическое обеспечение с его стороны.
Длительной практикой отработано содержание методической работы и определены базовые (основные) ее направления: оказание практической методической (технологической) помощи, консультирование, оперативное информирование, повышение квалификации работников библиотек, разработка и внедрение нормативно-регламентирующей документации.
Практическая помощь, как правило, оказывается на базе методического центра или непосредственно в той библиотеке, которая нуждается в конкретной помощи методиста. Вопросы, которые совместно решаются в этом формате общения, могут касаться самых различных аспектов работы библиотеки. Это и ведение учетных документов (правильное заполнение инвентарной и суммарной книг, дневника работы, читательских формуляров и др.), и организация фонда, технология его проверки, и подготовка мероприятия (например, праздника книги, конкурса на лучшего читателя, книжной выставки-просмотра и др.), или подготовка сценария мероприятия, презентации книги и т.п. Главное при оказании практической помощи – показать на конкретном примере как можно решить возникший вопрос или проблему.
Одним из важнейших направлений методического обеспечения является повышение квалификации работников библиотек. Практикой давно апробированы и определены как наиболее действенные формы профессионализации кадров семинары, практикумы, тренинги, круглые столы, школы библиотекаря, взаимопосещения (обмен опытом). Методический центр может в годовые планы своей работы вносить отдельными пунктами подготовку одного или нескольких таких мероприятий. Самая оптимальная частота их проведения – ежеквартально. Тематика зависит от тех проблем или задач, которые важны для библиотек на данное время. Что особенно ценно при проведении указанных мероприятий, это возможность сочетать доклады, информации, сообщения с проведением практических занятий, а также с ознакомлением с интересными наработками библиотек.
Широко практикуется такой вид оказания методической помощи как консультирование. Именно оперативность делает консультации наиболее востребованной формой общения библиотекарей с методическим центром. Наиболее распространённой и эффективной формой консультирования являются устные консультации. Как правило, устно (непосредственно в беседе-диалоге или по телефону) обсуждаются вопросы, которые требуют неотложного решения. При этом главное требование, которое предъявляется работнику методического центра, – быть достаточно компетентным, чтобы профессионально, точно и исчерпывающе ответить на вопрос практика. Письменные консультации оказываются в случаях, когда заданный вопрос требует детального объяснения, проработки нормативных документов, уточнений у специалистов сопредельной сферы деятельности. С внедрением информационных технологий большие возможности представляет электронная почта: подготовленная письменная консультация мгновенно доставляется адресату.
Библиотека–методический центр призвана также заниматься оперативным информированием приходских библиотек. Это значит, что необходимо своевременно сообщать их работникам об имеющих отношение к деятельности библиотек решениях Священного Синода Русской Православной Церкви, Святого Синода Белорусской Православной Церкви и Епархий, о принятых методических решениях, о новых инструкциях и методических материалах для библиотекарей. Это можно осуществлять на семинарах, рассылать, используя средства связи, электронную почту. У тех, кто использует информационные технологии, есть еще одна прекрасная возможность для осуществления информирования – сайт «Православные библиотеки Беларуси» (http://sobor.by/pravoslavnye_biblioteki_ belarusi.htm). Можно также оформить стенд “Информация для библиотекарей”.
Очень важное направление методического обеспечения – разработка и внедрение библиотечной нормативно-регламентирующей документации для обеспечения полноценного функционирования библиотек. В каждой библиотеке должен быть пакет локальных нормативных документов, которые регулируют ее деятельность: устанавливают режим работы, определяют взаимоотношения с пользователями (т.е. определяют права читателя и права библиотеки), защищают ее фонды. Это в первую очередь такие нормативно-регламентирующие документы, как положение о библиотеке, правила пользования библиотекой, инструкция по учету и сохранности фонда, должностные инструкции работников. При их разработке методический центр может использовать следующие книги: Ананько Н.В. «Делопроизводство: примеры основных организационных и распорядительных документов» (Минск, 2009), «Должностные инструкции» (Москва, 2008), Лопатникова Е. А. «Делопроизводство: образцы документов с комментариями» (Москва , 2008), а также в качестве образца документы, которые уже разработаны и утверждены в других библиотеках, например, в библиотеке прихода в честь Всех Святых в г. Минске
В заключение хочется подчеркнуть, что эффективность и качество работы методиста зависят, в первую очередь, от его профессионализма, осознания высокой ответственности за развитие подведомственных библиотек и от плодотворного сотрудничества с другими организациями и учреждениями региональной социокультурной среды, в первую очередь с публичными библиотеками.
Соболевская Ольга Анатольевна, главный библиограф Отдела корпоративного взаимодействия Национальной библиотеки Беларуси
|