|
ИСКУССТВА
ГАЛЕРЕЯ "Мир
глазами православного
художника"
"Культура есть продукт свободной человеческой деятельности
и творчества. С христианской точки зрения, она предполагает взаимодействие человека с Богом. Это такое взаимодействие, которое не приводит к слиянию Церкви и культуры, но и не терпит разделения человеческой деятельности и церковной веры. …
…Человек, прежде всего, есть творение Бога, ибо создан по Его образу. И поэтому человеческая деятельность, то есть культура, немыслима вне связи с Богом. С этой точки зрения, Церковь неизмеримо больше любой культуры.
В то же время Церковь не противопоставляет себя культуре, но, напротив, является особым измерением человеческой жизни и деятельности. Духовная глубина, которую человек обретает в Церкви, освобождает его от тирании мира, от претензий культуры полностью определять человека и обладать им. Для тех, кто приобщен к Церкви, культура, как и мир, является жизненной средой и тем "тестом" которое должна "поднять" евангельская закваска (Мф. 13, 33).
Митрополит Минский и Слуцкий
Филарет (Вахромеев).
"Бог есть совершенная красота. Красота в этом
мире еще не царствует, хотя она вошла в него с
пришествием Сына Божия, с Его вочеловечением. Она
проходит за Христом путь своего распятия. Красота
распинается в мире, и потому она есть Красота
крестная.
Вечная жизнь будет на этой же земле,
но преображенной, обновленной Духом Божиим, без греха - в созерцании
Красоты, в предстоянии Богу, в общении с Ним. Вне Церкви достичь
этого невозможно: двух истин не бывает …
"Доброта" - слово славянское и означает
Красоту как одно из имен Бога. Значит, любовь к красоте есть любовь
к Богу. Духовное делание, очищение себя, приготовление к тому,
чтобы быть храмом Божиим, храмом Святого Духа - это искусство
из искусств, наука из наук. Красота Бога - это прежде всего красота
духовная, совершенная Любовь, об этом свидетельствуют писания
святых отцов …
"Красота спасет мир" - сказано у Достоевского,
потому что сам человек спасти мир не может. Красота - понятие
отвлеченное: одному нравится одно, другому - другое. Но Достоевский,
я думаю, имел в виду красоту как одно из имен Божиих или как богоподобие.
Бог еще именуется Художником, ведь одним из видов аскетического
делания является созерцание видимого творения, Если этот мир,
даже пораженный и испорченный грехом человеческим, так прекрасен,
так органичен, то как же должен быть прекрасен Творец этого мира!
В широком смысле слова художником быть обязан каждый христианин. Дар творчества выделяет человека из всех живых существ, ставит его даже выше ангела".
| Архимандрит Зинон (Теодор)
Беседы иконописца.-СПб, 2003 |
Концепция деятельности галереи
Концепция галереи "Мир глазами православного художника" состоит в следующем:
а) соответствие работы объективным закономерностям позитивного развития человеческого сообщества, сотрудничество с социальными силами, деятельность которых направлена на раскрытие личностного потенциала человека в аспекте добра;
б) работа выстраивается на основе православных ценностей;
в) основным принципом работы является сотрудничество с художниками - носителями православного мировоззрения независимо от их возраста, социального статуса и формального художественного образования;
г) критериями отбора являются духовно-нравственная значимость образов, художественное достоинство выставляемых работ, личностная благочестивость авторов.
Соответствие работы галереи положениям концепции обеспечивается научно-исследовательской, социально-педагогической и пасторской деятельностью членов координационно-экспертного совета галереи.
Галерея представляет собой первый в истории белорусской культуры опыт изучения и показа зрителям творческих работ созданных на основе православной духовности. В ее экспозициях представлены картины, выполненные в разных техниках (живопись, графика), произведения декоративно-прикладного искусства. Их авторы - православные воцерковленные христиане. Среди них известные мастера, молодые художники. Свои работы выставляют студенты, обучающиеся по художественным специальностям, учащиеся художественных школ и студий общеобразовательных и воскресных школ. Такой подход к экспозиционному отбору встречается впервые. В его основе лежит Евангельская идея равенства всех людей перед Господом. В тематике произведений присутствует разнообразие явлений окружающего мира как Божия творения. Их духовно- философская интерпретация индивидуальна в каждом произведении соответственно личностной неповторимости каждого из художников. Экспозиции выставок представляют соборное видение бытия глазами православного христианина как носителя духовно-нравственных ценностей. Общность мировоззрения авторов формирует целостность экспозиции.
В выставках галереи приняли участие
народный художник Беларуси В. Стельмашонок,
члены Белорусского союза художников Г.
Барановская, В.Витковская, А. Гаевой, А. Духовников,
С. Каткова, В. Сорокин, Г.Сухомлинов, А.Мосиенко,
Е.Юрьева и др. Их творчество - национальное
достояние белорусской культуры. Известны в
республике имена православных художников Н.
Кресса, Л.Громыко, Л. Сидельниковой, Е.Неделько. В
экспозициях приняли участие молодые художники А.
Зубович, М. Лавшук, Н. Катцына, Т. Косикова, Ю.
Костюкевич, Д. Полторан, А. Трусковский, И.
Хритоненко, народные и самодеятельные художники
А,Кузнецов, М. Летуновская, Д.Летуновский, Н. Лось,
С. Касперова и др. Творчество многих художников
галереи является уникальным. Таковы работы,
например, Е. Неделько, Т. Косиковой, И. Хритоненко,
А. Трусковского ставшие творческим открытием
галереи. В экспозициях выставлялись работы
студентов С.Пискун, А.Колос, В.Микита, а также
детей, обучающихся изобразительному творчеству и
исповедующих Православие - М.Рыбаревой, Т.Астаховой, Г.Бабушкина и др. Одним из концептуальных аспектов деятельности галереи является совместное экспонирование работ представителей художественных династий (Барановские-Гончаровы, Довнар-Лось, Катковы, Летуновские), педагогов и их учеников (Н. Лаврентьева, Н., Лось, В.Витковская, Н. Сорока и учащиеся). Это дает возможность зрителю утвердиться в позитивном восприятии реальности православными христианами в ее перспективе, развитии духовно-нравственной основы, действенности и преемственности. В выставках галереи принимают участие и фотохудожники - К. Нетылев, В.Сутягин, М.Черноголов.
Особое место в работе галереи занимают экспозиции икон. По благословению духовного попечителя галереи протоиерея Игоря Латушко, иконы экспонировались на праздновании 210-летия Свято-Преображенского храма (г.п. Раков), на выставке "Если око твое чисто" в музее Белорусской государственной академии искусств. Иконы были включены в экспозицию персональной выставке иконописца, художника Свято-Воскресенского прихода г. Минска Анатолия Кузнецова.
далее
>>
|