На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Содержание раздела архитектурно-художественный совет:

Икона прп. Евфросинии игумении Полоцкой покровительцы
приходского
сестричества

Крест прп. Евфросинии Полоцкой (воссозданный)

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1 | 2 продолжение >>

НЕВИДИМОЕ В ВИДИМОМ

К вопросу об образности древнерусской архитектуры
Спасо-Преображенская церковь Полоцкого монастыря

 

"...Но, о преблаженая невеста Христа Бога нашего, молися к Богу о стаде своем " (Житие преподобной Евфросинии)

Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке - памятник "академический", многократно описанный в исторической, искусствоведческой и богословской литературе. В самом деле, гармоничное слияние высокого духовного содержания и совершенство архитектурно- конструктивной формы не могут не привлечь исследователей древнерусского зодчества. О влиянии, какое оказал храм на зодчих XII века, да и последующих столетий, свидетельствуют многократные попытки интерпретировать его композицию, использовать подобные формы. Но при всей изученности Спасо- Преображенского Полоцкого храма, остается много вопросов и загадок.

Например, почему зодчий Иоанн, решив самым убедительным и оригинальным способом проблему "удобство - прочность - красота", составляющую саму суть архитектуры, не стал "тиражировать" свое достижение? Ведь храм был построен за 30 недель, что свидетельствует, говоря нынешним языком, об отработанной методике. Это позволило бы автору многократно воспроизводить композицию Полоцкой церкви в разных землях. Использование однажды применявшихся объемно-пространственных композиций - не редкость в древнерусском зодчестве. Иоанн мог обеспечить себе и славу и безбедное существование до конца дней своих, но не сделал этого. Почему? Уникальность и неповторимость церкви Спаса, по-видимому, была "программной" для зодчего Иоанна. Церковь должна была быть единственной! Какие духовные и творческие озарения привели древнего зодчего к созданию этого шедевра? По этому вопросу я хочу поделиться своими личными наблюдениями.

Спасо-Преображенская церковь Полоцкого монастыря построенная зодчим Иоанном в XII в. тщанием прп. Евфросинии Полоцкой. Современный вид.

Алтарная часть храма



Архитектурный язык специфичен. Чтобы понимать его, необходимы знания и навык. В облике храма отражаются не только характерные черты эпохи, в которую он создавался. Архитектор воплощает в своем произведении свойственное только ему одному понимание красоты и гармонии. В ассоциативных, архитектурных образах проявляется его отношение к действительности.

В каждой из церквей можно найти запечатленный сплав неповторимых качеств. Благодаря молитвенному озарению, зодчий способен соединить в единое целое разнообразные свойства: каноническую функциональность, прочность и красоту. А красота в этом случае - остановленное на века мгновение. Но облик будущего храма определяется также и требованиями заказчика. Каким образом личность Преподобной Евфросинии могла повлиять на созданный зодчим Иоанном храм? Древняя Русская Церковь - дочь Церкви Византийской, и потому монашество здесь глубоко почиталось, было широко распространено. Идеи аскетизма глубоко проникали в общество, примером чему и служит уход княжны Предславы из родительского дома в монастырь. На юную половчанку снизошла благодать Господня и "от Святаго Духа наплъняшеся мысль ея... како страх Божий утвердити в сердци своем и како течение скончати"(1). Человек, отказавшийся во славу Божию от всякого общения с миром, служил образцом святости для каждого благочестивого христианина: ведь именно молитвою монахов спасается весь грешный мир. Таково было убеждение христиан, живших в Х-ХII веках.

Особо почитаемой формой затворничества в монашеской жизни было столпничество. Столпники творили свой подвиг в келиях, возведенных на платформах, что возвышались на столпах над землей. Среди древнебелорусских святых известен Кирилл Туровский, который "больших желая подвигов, в столпе затворился, и жил там некоторое время, постом и молитвами еще более трудясь"(2). На такой подвиг Кирилла Туровского мог вдохновить пример Евфросинии Полоцкой: ведь она провела в келии значительный период своей жизни. Келия эта была для нее специапьно устроена в правом крыле хоров Спасского храма. Примечателен такой факт: в "Повести жития" преподобной Евфросинии упоминается о ее просьбе жить в голубце Софийского собора ("и потом проси у епископа сущаго тогда, нарицаемого Илью, правящего стол святое Софеи в Полотьсце, дабы ей велел ту пребыти в церкви святей Софеи в голубци камене. И повеле ей, да пребывает ту. Вшедши же, начат подвижнейши подвиг постнический воспринимати, и начат книги писати своима рукама, и неемлющи, требующим даяше"). "То же в подражание тех древних Иерусалимских дев, - комментирует это место Жития святитель Димитрий Ростовский, - среди коих была и Пречистая Дева Богородица, живших при Соломоновой Святая Святых церкви в особных камарах, при стене церковной на то устроенных"(3).

До сих пор для многих исследователей остается загадкой, что из себя представлял этот "голубец". Так, А.И.Журавский считает, что преподобная жила в "галубятци царквы святой Софеи"(4). А.А.Мельников говорит о "келии, встроенной в стену возведенного ее дедом собора Святой Софии"(5).Объясняя "необходимость языческих колумбарий (голубцов) в усыпальницах христианских", епископ Порфирий (Успенский) писал о подобии кладбища с устроенными печурками "голубятне со многими гнездами"(6). Всю восточную сторону Софийского собора в XII веке прикрыл целый комплекс гробниц. Исследователь древнерусского зодчества П.А.Раппопорт считает, что это было сделано "вопреки тому, что было принято в русской архитектуре... В состав комплекса гробниц входила небольшая бесстолпная церковь с прямоугольной в плане апсидой (выделено Г.Л.)"(7). Возможно это и есть место "голубца" Преподобной.

Таким образом, можно предположить, что это был первый подвижнический опыт Евфросинии. Именно в такой суровой обстановке она могла приблизиться к "прежним женам", которые "духовным мечем отсекоша от себе лютскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение..." Прожив некоторое время в "голубце", преподобная Евфросиния получила благословение епископа Илии на жизнь в Сельце. Она основала там монастырь, а затем возжелала вести такой же аскетический образ жизни. Тогда же, по-видимому, она и решила принять особую форму затворничества, для чего и были устроены келии на хорах церкви Спаса - одна для Евфросинии, другая - для ее сестры.

Фрагмент фрески с ликом прп. Евфросинии Полоцкой Спасо- Преображенской церкви Полоцкого монастыря.

И вот, перед мастером Иоанном встала непростая задача: возвести храм с жилыми помещениями - келиями. Более того, необходимо было создать и образ столпа. Издавна, исследователи, анализируя композицию Спасской церкви, употребляли термины "высотная", "башенная", "столпообразная". Так эстетическая оценка ученых перекликалась с богословской, образной сутью. Считается, что этот храм - самый древний из сохранившихся памятников древнеправославной русской архитектуры такого типа.

Имея выбор места своего затворничества, преподобная Евфросиния поселилась в южной келии. Чем же был обусловлен такой выбор? В иерархии пространственной организации православных церквей большое значение имеет символическое значение всех элементов. Основой этой иерархии является расположение пространственных ячеек по отношению к образу Спаса Вседержителя в куполе и иконостасе. Именно эти образы являются основой пространственной ориентации. С изображением Христа Пантократора соотносятся понятия "лево" и "право". Священное Писание говорит, что во время Страшного Суда, когда Господь будет судить всех людей, праведники будут поставлены справа от Бога - "одесную", а грешники - слева, т.е. "ошуюю". Келия Евфросинии в храме Спаса находится именно "ошуюю" относительно образа Спаса Вседержителя! В этом выборе преподобной игуменьи видится ее подлинное христианское смирение, признание своего недостоинства и греховности...

Однако, кроме "функционального" содержания храма-столпа, особое значение имеет иная сущность этого выдающегося памятника. Размышляя над историей создания Спасо-Преображенского храма, пристально вглядываясь в его облик, пытаясь проникнуть в замысел зодчего Иоанна, я не мог не обратить внимания на ряд удивительных аналогий, ассоциаций, связывающих в моем понимании этот храм со Священным Писанием. Необычна перекличка между Писанием и текстом "Жития", подобие явлений.

1 | 2 продолжение >>

    В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым