НЕВИДИМОЕ
В ВИДИМОМ
К
вопросу об образности древнерусской архитектуры
Спасо-Преображенская церковь Полоцкого монастыря |
| Храм во имя св.прп. Евфросинии игум. Полоцкой. |
"И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе,
приготован яко невесту украшену мужу своему ", - повествует Откровение святого
Иоанна Богослова (Отк. 21:2). - "Бе муж именем Иван, приставник над делатели
церковными", - словно вторит "Житие". В Откровении читаем: "И слышах глас
велий с небесе, глаголющь: се, скиния Еожия с человеки, и вселится с ними: и тии
людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их" (От. 21; 3). В "Житие" указывается:
"К нему же прихожаше многажды глас свитающу дни, глагола: "О Иване! Востани и
пойди на дело Вседерьжителя Спаса!". Поразительно, что и Иоанн Богослов и
Иоанн-мастер слышат глас, сходящий с небес. Если Иоанн Богослов был исполнен
благодати свидетельствовать о скинии - Новом Иерусалиме, то Иоанну-мастеру
было предначертано создать новый образ Православного храма на земле.
Приведенное сравнение отрывков текстов "Откровения" и "Жития" дает
возможность допустить, что обновление образного языка православной Полоцкой
архитектуры перекликается с обновлением, предсказанным Богом. Посвящение
Полоцкого храма Спасу Вседержителю также логически можно связать со скинией,
о которой говорил глас Иоанну Богослову. Более того, "храму с древнейших
времен усваивается символическое значение Христа... и значение человека
спасающегося... во Христе. В любом же из этих значений... присутствует понятие о
Царствии Божием"(9).
| Крестный
ход в монастыре.
Вид на надвратную колокольню и сестрический корпус
|
Таким образом, в Спасской церкви мы видим воплощение принципа
антропоморфности, (т. е. подобия человеку), который ясно прочитывается в архитектуре
православного храма. Символика эта складывалась веками и запечатлена в именованиях
элементов: "подножие храма", "рукава креста", "плечи сводов", "бровки окон". "Верх
церковный есть глава Господня", "главу убо церковную держит Христос, а шию апостоли, а
пазухи евангелисты. А пояс праздници", "трапеза есть перси Господня", "стол-пци олтарни
суть колена агня" - свидетельствуют различные "Толковые службы"(10).
Святой Максим Исповедник также видел в храме образ человека: "Святая церковь
Божия подобна человеку, имея святилищем душу, божественный жертвенник - ум, и храм -
тело, и служа как бы образом и подобием человека... И наоборот, человек есть в
таинственном смысле церковь"(11). "Храм Божий - человек безукоризненный", - говорил
Евгарий(12). Наряду с образом "храм - человек" существует и образ "человек - храм".
Блаженный Василий говорит: "Непрестанная молитва производит в душе ясную мысль о
Боге; и водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога. Так
соделываемся мы храмом Божиим"(13).
С этим приведенным выше определением "Трапеза есть перси Господня"
безусловно перекликаются слова поучения святого Ефрема Сириани-на: "И вечером, войдя
в храмину сердца твоего, расчисли и спроси сам себя: "не прогневал ли я чем нибудь
Бога?..."(14). В самом Евангелии говорится: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою
и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно " (Мф. 6: 6). Учитывая расположение келий Евфросинии слева относительно образа Христа Пантократора, прочитывая пониженный притвор как "перси Господня", мы неизменно придем к мысли, что в этом семантическом ряду келия Евфросинии будет восприниматься как сердце храма.
Из "Жития" следует, что Евфросиния была вдохновительницей в создании Спасского храма и авторитетом для мастера Иоанна. "Ты ли, госпоже, присылает понужати мене на дело?" - - обращается он к Преподобной.
Возьму на себя смелость предположить, что храм в Полоцке является образом и самой преподобной Евфросинии. Вспомним слова святого Иоанна Богослова о новом Иерусалиме, сходящем от Бога с неба, "приготован яко невесту украшену мужу своему" (Откр. Гл.21, ст.2). По церковной традиции "невестами Христовыми" называют монахинь. Вспомним, как еще в юности Предслава отвечала на предложение выйти замуж: "А иже прежния жены... поидоша в след Христа, Жениха своего,
...-то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггела беспрестани славят Бога". Не образ ли такой невесты Христовой - преподобной Евфросинии - явил нам зодчий Иоанн?
Сравним описание невесты Господней, (с этим образом отождествляется и Небесный Иерусалим в Книге пророка Иезекииля) с архитектурно-пластическими и декоративными особенностями Спасо-Преображенского собора в Полоцке, который назван "торжественным храмом"(16). Полоцкий храм обнаруживает поразительное сходство с описанием невесты (Иерусалима), которое дает Господь Бог устами пророка Иезекииля: "И облекох тя в пестроты и обух тя в червлены, и препоясах тя виссоном, и возложих на тя трихап-тон"(Иез. 16:10).
| Чин
воздвижения Креста
Господня
|
Спасо-Преображенская церковь построена в традиционной для Полоцкой
храмовой архитектуры технике: использование кладки со скрытым рядом (т.е. ряды
плинфы, выступающие на фасад, чередуются с рядами, "утопленными" в стене и
затертыми раствором). Знаменательно то, что плинфы, выходящие на фасад, были
дополнительно покрашены ("червлены"), что, конечно же, усиливало колористическое
звучание фасадов. "Трихапто-ну" (шелковому покрывалу) уподоблена обмазка,
которой были покрыты кокошники и барабан. Таким образом, с открытой фактурой
нижней части храма, фактура завершения только угадывалась под обмазкой.
Продолжим исследование: "Иукрасил тя оут-варию и возложих на запястие на
руце твои и гривну на выю твою" (Иез. 16:11). Арки окон и порталов Полоцкой церкви
были обрамлены "бровками": циркульными в нижнем ярусе и с килевидными
завершениями в верхнем. Полукруглые колонны в верхней части имеют выступ.
Трехлопастные, или бистерические(17) "кокошники", обрамляющие постамент
барабана (шеи), не только решают конструктивную задачу, но и являются активным
пластическим и декоративным элементом, подчеркивая стройность барабана и
развивая рисунок завершения прясел. В пророчестве Иезекииля говорится: "Идах...
венец хвалы на главу твою. ...И была еси добра зело, и оуправилася еси на царство
"(Иез. 16:12,13). Высокая шея храма делала весь его силуэт выразительным
элементом в окружающем ландшафте. Далеко видимый купол-глава Спасской церкви
был вызолочен, неся крест как знамение веры Православной.
"Житие" преподобной Евфросинии свидетельствует: "Преподобная же Еуфросиниа, видивше со-връшену церковь, возрадовася душею. И бысть свя-щение и велия радость всем христьяном. ...и бысть тръжество велие, и праздноваша дни многи...". Храм волнует своим неповторимым обликом и наших современников.
Удивительно то, что древние храмы и сегодня
остаются особенно близкими и понятными людям. И в обиходе, и даже
в научной литературе, можно встретить трогательную традицию заменять
каноническое название той или иной церкви одним понятием, своего
рода именем. Так, Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в
Гродно именуется просто "Коложей", Софийский собор издревле зовут
"Софией". А Спасо-Пре-ображенский собор Спасо-Евфросиньева монастыря
в Полоцке также давно стал просто "Евфроси-нией" - в память преподобной
игумений Полоцкой, к которой мы и возносим молитвы о заступничестве.
<< начало 1 | 2 |