|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И в Византии, и в Древней Руси основой возведения храма был образ Божествен ного домостроительства. Мы можем назвать православное зодчество проповедью в камне. Такими и предстают перед нашим взором лучшие образцы древней белорусской православной архитектуры. Храм всегда был особым элементом в культурно-истори ческой среде. На каждом этапе развития искусства именно храм являлся носителем высших достижений художественного гения. Церковно-строительная традиция Беларуси, прерванная на несколько столетий, казалось, получила возможность возродиться в XIX в. Обращение к национальному культурному наследию стало характерной чертой эпохи и главной движущей силой архитектурной мысли того времени. Тогда же, в условиях возвращения к святоотеческой вере, на территории Беларуси, как неотъемлемой части Российской Империи, начали возводиться храмы ретроспективно-русского стиля. Сложилось так, что в качестве исторического прообраза для новых белорусских храмов) были избраны памятники московско-ярославского зодчества XVII века. Это были грандиозные, сооружения, выполненные по индивидуальным проектам, а также неболь шие, камерные, формировавшие особое духовное окружение. Принципы проектирования, которые были разработаны во второй половине XIX века, актуальны и сегодня. Об этом красноречиво свидетельствует творчество Т. Михневича, специалиста который реально учитывает все исходные условия при возведении храма. Образцы церквей, которые Т. Михневич экспонировала на выставке, наиболее приемле мы для большинства верующих. Именно такой в их понимании и должна быть современ ная православная церковь. Но все же хочется видеть обращение к истинно великим традициям древнего бело русского зодчества. Такого многообразия архитектурных школ, которое существовало на этих землях, не было нигде. Не зря противники Православия говорили, что с самого начала христианства православные только и делали, что строили храмы. К сожалению, Вдохновленные древним православным зодчеством современные мастера ищут пути реализации своего индивидуального видения храма. Интересно в этом отношении сопоставить опыт двух творческих мастерских, представивших материалы для выставки - В. Ф. Даниленко и Е. М. Дятко. Оба мастера решают задачу создания на основе храма социально-культурного православного центра в сформировавшейся градостроительной среде. В архитектурном ансамбле с доминирующим храмом святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г. Ивенце (творческая мастерская В. Даниленко) четко выявлено подчинение всех элементов объемно-пространственной композиции главному смысловому объекту - храму. Весь ансамбль воспринимается как динамичная ритмически выверенная структура. Частично реализованный, комплекс храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (творческая мастерская Н. М. Дятко) - это качественно иной архитектурно-пространственный мир. Здесь человек попадает в особую духовную среду, с объемами, как бы фиксирующими ее границы. Идеи, с которыми "выступил на семинаре Г. Кузьмичев, показали, насколько широк диапазон возможностей, находящихся в неисчерпаемой сокровищнице православно-строительной культуры. Сегодня настойчиво встает задача синтеза новейших технологий и канонического образа. Опыт проектирования С. Кузьмичева основан на создании свободного ассоциированного образа, лишенного конкретно-исторической артикуляции. Это подтверждает то, что в нашем храмовом зодчестве канон является не сдерживающим творческую мысль фактором, а неиссякаемым источником озарения и вдохновения. Сегодня возможно развитие всех направлений и стилей. Только на территории Минска уже возрождается и московское шатровое зодчество XVI в., и владимирская школа XII в., и опыт К.Тона 1830-х годов. Нет только места для древних белорусских образцов... Проблеме преемственности и творческого переосмысления культурного наследия был посвящен доклад В. М. Чернатова. Многие годы талантливый историк белорусской архитектуры по крупицам собирал сведения о деятельности минского епархиального архитектора В. И. Струева, творившего в конце XIX - начале XX вв. В. Чернатов убедительно показал, как в творчестве истинного мастера рубежа веков сочетаются и авторские замыслы, и особенности национальной архитектуры, так поразившей В.И. Струева. Исследования В. Чернатова вызвали активный интерес среди участников семинара. Синтезу архитектуры и музыки - церковного пения было посвящено выступление Л. А. Густовой. Кроме того, что знание законов акустики чрезвычайно важно для архитектора, исследователь православной музыки открыл для собравшихся более существенные пласты. Церковное пение традиционно уподобляется ангельскому славословию, а поющие - ангелам. Эта метафора выражена в Херувимской песни, которой и начинается в православном богослужении литургия верных. Ангельское пение представляет, таким образом, архетип пения, звучащего при богослужении. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|