|
ЖИТИЯ
СВЯТЫХ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ СВ.
КНЯЗЯ ИГОРЯ,
во святом крещении Георгия,
в постриге Гавриила, в схиме Игнатия.
5 июня (18 июня н.ст.) - Прославление и перенесение мощей из Киева
в Чернигов (1150 г.) 19 сентября (2 октября н.ст.) - Мученическая
кончина
(+1147 г.)
Кроткий
и незлобивый Игорь Черниговский стал безвинной
жертвой княжеских усобиц, династических споров и интриг. Восставшие
киевляне, возбуждаемые боярами-злоумышленниками,
убили князя-страстотерпца, который принял уже к тому времени иночество.
История святого благоверного князя Игоря Черниговского: середина ХII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гориславичем" .
Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (пам. 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.". В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича,- святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве",- решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб .
Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели. В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой
литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и
потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь
Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же
соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским
плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир
Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует
летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота.
Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея
второго этажа
в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика
и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь
велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию,
его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там
на телегу, отвезли и "повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева. Феодоровский игумен, совершая печальный обряд погребения убиенного князя-схимника Гавриила, воскликнул к народу: "Горе живущим ныне! Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь христианская?"
В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, а его союзник - Черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, - торжественно перенес мощи страстотерпца в Спасский собор Чернигова.
Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Киевский Игорь Ольгович (+ 19 сентября 1147), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю. (празднование ей 5 июня).
Иконография святого страстотерпца претерпела с веками изменения - поначалу всех, принявших постриг благоверных князей писали на иконах в иноческих облачениях, но с петровской эпохи стали князей изображать в великокняжеских одеяниях и воинских латах - известен на этот счет указ Петра Первого в отношении св. блгв. кн. Александра Невского - после перенесения его св. мощей в 1723 - 24 гг. в Петербург из Владимира, князя было повелено нарицать великим князем и писать на иконах в княжеских и воинских доспехах.
Происхождение и значение имени Игорь.
Славянское имя Игорь - раннее заимствование древнескандинавского слова "Ингаварр" ("Инг" - бог плодородия, "варр" - бережный); древнерусского "Ин(ъ)гварь" - охранять имя бога, что трактуется как воинство, сила, воинственный.
|
Фрагмент
деисисного чина иконостаса Свято-Евфросиньевской церкви прихода
"Всех скорбящих радость" с иконой
св. блгв. князя Игоря Черниговского, иконописец: П.А. Жаров,
г. Минск |
Тропарь, глас 4.
Наста днесь всечестная память страстотерпца благоверного князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшаяся благочестивых множество, молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российской, граду Чернигову и всем православным христианом, в мире и благоденствии спастися.
Тропарь иной, глас 4.
Просветився божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли Всеблагого Спасителя Нашего даровати нам мир и милость и спасение душ наших, чтущих честную память твою.
Кондак, глас 6.
Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на Небеси радуешися, усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.
Кондак иной, глас 8.
Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец. И жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне, радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.
|