На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Паломничества

Адам МАЛЬДИС
газета "Беларусь сегодня"

Путеводитель для утонченного туриста


Так уже сложилось, что храмы–крепости преимущественно строили на современных белорусских, литовских и польских землях. В этом была историческая необходимость: угрожали набеги татаро–монгольских и иных завоевателей. Существовала еще одна локальная причина: внешнее равноправие шляхты порождало анархию, вражду родов, вооруженные наезды на усадьбы. Защититься в храме было куда легче, чем во дворце. К тому же за наезд на святыню светил гродненский или минский трибунал. Таким образом, строительство храмов в оборонном стиле превратилось в довольно долгую, вплоть до эпохи барокко, местную традицию, весьма оригинальную и потому ценную. Вот почему, как сказал председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Республики Беларусь Владимир Счастный, теперь руководство Гродненской и Витебской областей готовит документацию для того, чтобы белорусские храмы–крепости внести в предварительный перечень кандидатур для включения в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

А где вооруженное противостояние, защита от врагов, внешних и внутренних, там проявлялись чудеса и мужества, и духовности, там обнаруживались в лесах изображения Божией Матери и святых. Недаром ведь добрая половина чудотворных, коронованных икон (кроме Белыничской) разместилась как бы вперемежку с храмами–крепостями, создавая единую цепочку вдоль белорусско–литовского пограничья, очень удобную не только для христианского паломничества (оно уже здесь существует), но и для светского, познавательного туризма. Одним словом, надо обживать, обустраивать эту уникальную цепочку инфраструктурой. А там, смотришь, она присоединится к литовскому и польскому маршрутам, замкнется в международное кольцо.

Привлекательное начало

Очевидно, опорным пунктом для южного конца маршрута лучше всего выбрать Гродно. Сюда легко добраться и из Варшавы через Белосток, и из Вильнюса через Друскининкай, а летом — по Августовскому каналу.

О достопримечательностях Гродно писано много. Я же подробнее остановлюсь на объектах, имеющих самое непосредственное отношение к основной, духовной теме предлагаемого маршрута.

Прежде всего речь о фарном костеле, основанном в 1622 году, построенном в стиле барокко и названном именем святого Франциска Ксаверия. Особенно очаровывает его внутреннее убранство, главный (среди тринадцати!) алтарь с деревянными скульптурами апостолов, отцов церкви. В алтаре храма находится чудотворный образ Матери Божией Студенческой (Конгрегатской) — копия иконы из базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Кроме того, в фарном костеле достойны обозрения фрески, посвященные святому Франтишку Ксаверию, надгробие реформатора Антония Тизенгауза, а рядом со святыней — двухэтажное здание иезуитской аптеки, первой в Белоруссии (1687).

Туристов, безусловно, заинтересует гродненская Свято–Борисо–Глебская (Каложская) церковь второй половины ХII века — одна из старейших и оригинальнейших христианских святынь в Беларуси. Таких голосников в стенах, таких изображений на них (а также опасности обрушиться в реку) больше нет нигде! К сожалению, икона Коложской Божией Матери, также чудотворная, была вывезена в 1916 году в Москву и не вернулась назад... В маршрут желательно включить костелы бригиток (с неповторимым двухэтажным лямусом 1630–х годов во дворе), бернардинцев, францисканцев, богатые музей истории религии и историко–археологический музей.

При наличии свободного времени и желания можно также увидеть дворец последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Станиславове около Гродно, дворцово–парковый ансамбль эпохи классицизма в Святске, деревянную церковь конца XVII в. в Житомле, древнее городище в Индуре, место рождения выдающегося славянского филолога Евфимия Карского в Лаше, где создан его мемориальный музей.

К Сынковичам и Жировичам

Итак, выехав утром из Гродно в направлении Слонима, миновав Скидель и Рось, часа через полтора вы окажетесь в поселке Красносельский, известном своим цементным заводом, который вряд ли вас заинтересует. Лучше попробуйте на своеобразной машине времени переместиться в эпоху позднего неолита и бронзовый век. Помогут вам в этом красносельские кремнедобывающие шахты и кремнеобрабатывающие мастерские, где наши далекие предки изготавливали для себя копья и секиры. Шахты они копали рогами оленей.

От поселка Красносельский уже рукой подать до древнего Волковыска с его замчищем X — XIV столетий (подумать только: культурный пласт там — до двух метров!) и остатками фундамента древней церкви. Если время позволит, советую посетить Волковысский военно–исторический музей. Носит он имя известного полководца наполеоновской поры Петра Багратиона.

Дальше дорога ведет через Зельву в деревню Сынковичи, на северной окраине которой возвышается храм–крепость, построенный на рубеже XV — XVI столетий.

Из Сынковичей можно поехать в тот же Альбертин, благо дворец, где до войны действовали греко–католики, сохранился, если не считать стороживших вход львов из каррарского мрамора, исчезнувших в 1944 году. Но лучше все–таки осмотреть сам Слоним, а в нем — Андреевский костел (1775) с изображениями евангелистов, исполненными в стиле рококо, в нишах, а также внушительные стены монастырей бенедиктинок, бернардинок и бернардинцев, ратушу и синагогу, построенную в 1642 году. Не могу также не сообщить, что Слонимский районный краеведческий музей имени одержимого собирателя Иосифа Стабровского по праву может относиться к числу богатейших в Беларуси — его основной фонд насчитывает около 25 тысяч единиц хранения.

Южнее Слонима — легендарные Жировичи, упоминавшиеся в конце XV века как владение Солтанов. Один из них построил церковь на том месте, где в 1470 году пастухам и явился в лесу образ Матери Божией, позже увенчанный короной. Постепенно вокруг церкви вырастали здания базилианского монастыря, содержавшего свой коллегиум.

Поклонившись в Успенском соборе (1613 — 1650 гг.) алтарному образу Жировичской Божией Матери, коронованному еще в 1730 году и украшенному серебряным чеканным окладом, следовало бы осмотреть Богоявленскую и Крестовоздвиженскую церкви, испить целительной водицы из источника. Дальше дорога ведет на север, в Дятлово, где на бывшей Рыночной площади возвышается двубашенный барочный костел Успения Богородицы, датированный 1646 годом. Невдалеке, в парке, можно еще лицезреть дворец Радзивиллов, построенный в 1751 году на месте бывшего замка. Мемориальная доска на здании напоминает, что здесь, в школе высшей степени, до 1912 года учился, а потом руководил культурно–просветительским кружком Игнат Дворчанин — будущий поэт, литературовед, активный участник западнобелорусского общественного движения, защитивший в Карловом университете Праги докторскую диссертацию о Франциске Скорине.

Вторая церковь–крепость

Следующая остановка — в Желудке, где родились соратник Калиновского и генерал Парижской коммуны Валерий Врублевский, а также еврейский писатель–просветитель, организатор издательского дела в Варшаве, один из первых популяризаторов книг на иврите Лейб Бен–Авигдор. Здесь ваше внимание обратит на себя величественный, украшенный колоннадой костел Внебовзятия Пресвятейшей Девы Марии, построенный в духе позднего классицизма знаменитым, но призабытым белорусским архитектором Казимиром Подчашинским (родом он из Жирмунов нынешней Гродненской области). В Желудке находится также дворец князей Четвертинских.

От Желудка уже близко до Мурованки, где гордо возвышаются среди буйной зелени четыре башни с бойницами Маломожейковской церкви–крепости, второй на пути. Она построена в 1524 году. Ученые находят в ней черты именно белорусской готики. Удивляет и привлекает тонкое сочетание белого и коричневого цветов, гармония линий.

Второй (или третий) день путешествия лучше всего завершить в Лиде, где также найдется что обозреть — прежде всего замок, построенный из бутового камня и кирпича по воле князя ВКЛ Гедимина (1330). Барокко представлено в Лиде Крестовоздвиженским собором, зрелый классицизм — бывшим Иосифовским костелом пиаров. Мемориальной доской увековечена в городе память о поэте и революционере Валентине Тавлае.

Из Лиды хорошо бы успеть на утреннюю мессу в деревянном костеле в Трокелях. Построен он в 1809 году, но чудотворная икона Божией Матери, помещенная в деревянном алтаре стиля необарокко, датируется XVI столетием. Известно, что ее вывезли из Вильно в 1595 году.

Дабы не делать крюк, возвращаясь в Лиду, двигаться дальше из Трокелей следует в направлении на Липнишки, в районный центр Ивье. Он известен своей мечетью, возведенной в традициях народного зодчества. В центре города привлекает внимание костел во имя святых апостолов Петра и Павла и пристроенный к нему монастырь бернардинцев. Освящен храм в 1787 году, но возведен он на месте предыдущих, восходящих к XV веку. Может, поэтому искусствоведы находят в его фасаде одновременно черты готики, ренессанса, барокко и рококо. А еще говорят, что такие сочетания возможны только на белорусских землях, на перекрестке художественных влияний.

Из Ивья дальнейшая дорога ведет через Юратишки и Трабы в Гольшаны, воспетые Владимиром Короткевичем в романе «Черный замок Ольшанский». В местечке сохранились здания монастыря францисканцев и костела Святого Иоанна Крестителя, в подземелье которого находилась усыпальница Сапегов. Сюда, возможно, в возрожденный музей (теперь закрыт), следовало бы вернуть из Минска каменное изваяние одного из Сапегов с его тремя женами, изъятое из гольшанского костела во время одной из научных экспедиций.

И снова в путь. Через Ошмяны, памятные битвой с крестоносцами, деревню Гринцы, где возродился в соответствии с книгой Кшиштофа Дорогостайского «Гиппика» одноименный конноспортивный клуб, и можно сделать остановку, чтобы покататься верхом, в прежнее местечко, а теперь деревню Гудогай: там находится еще одна чудотворная икона — Девы Марии Шкаплерной. Это список Матери Божией Владимирской, явленный, подобно жировичской святыне, в лесу. В 1764 году ее поместили в алтарь деревянного храма, построенного для монахов ордена кармелитов босых местными землевладельцами Войнами.

А дальше, через Островец, через деревню Мали, где установлены три камня в честь первого консула России в Японии, ученого и путешественника Иосифа Гошкевича, дорога приводит в Ворняны с их уникальным архитектурным ансамблем. Это единственное в Беларуси XVIII века типовое крестьянское строительство: 16 домиков на рынке в сочетании с костелом в стиле рококо, господской усадьбой (тогда — Абрамовичей), романтической башней посреди пруда и еще несколькими симметрично расположенными кирпичными и деревянными постройками.

Однако пора вернуться к основному маршруту. За Ворнянами вы сворачиваете к северо–востоку на древний Полоцкий тракт и останавливаетесь в Михалишках — бывшей вотчине реформаторов Бжостовских и родине знаменитого еврейского и американского поэта Менке Каца. Неподалеку, в Баранях около Клющан, 120 лет тому назад родился еще один классик — белорусский поэт–лирик и священник–просветитель Казимир Свояк (Константин Степович). В Клющанах ему и его брату–композитору установлен памятный знак, а в Баранях открыта памятная доска на доме Стаповичей.

В Михалишках, почти на берегу Вилии, находится костел Святого архангела Михаила, построенный орденом августинцев в 1653 — 1662 годах. Внешне он строг и скромен, но внутри вас поразит богатое барочное убранство. Тонкую резьбу по дереву делали те же самые мастера, итальянские и местные — Джованни Мария Гали, Андрео Капоне, Ян Пенс, Николай Жилевич под руководством знаменитого Пьетро Перти, — которые украшали и знаменитый собор Святых Петра и Павла на Антоколе в Вильно. К классическим иконам прибавляются творения современных белорусских художников.

Камайская католическая святыня

По Полоцкому тракту, помнящему воинов Стефана Батория и Петра I, туристы следуют в северо–восточном направлении к озеру и поселку Свирь. Севернее озера придется свернуть и, минуя Комарово, Ольшево и Лынтупы, также достойные внимания, добраться до древнего местечка Камаи, где гордо возвышается третий белорусский храм–крепость. Он существенно отличается от первых двух. Если сынковичский и мурованковский — православные святыни, то камайский всегда был католическим. Если первые два, как говорится, не пробовали пороха, то третий сражался во время войны со шведами, о чем свидетельствуют углубления от ядер в стенах. Наконец, камайский костел во имя святого Иоанна Крестителя никогда не закрывался, действует он и теперь. Несмотря на то что здесь пограничная зона, туристы в соответствии с договоренностью свободно посещают древнее местечко, любуются стенами и башнями, возведенными стараниями Яна Рудамина–Дусяцкого (1603 — 1606 гг.).

В центральном алтаре камайского храма находится икона XVII столетия Матерь Божья с ребенком, названная в инвентаре XVIII века чудотворной. Привлекают внимание горельефное изображение Саваофа в облаках, деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.

Побывав в Камаях, советую осмотреть в Поставах барочные типовые домики на бывшей рыночной площади и прилегающих улицах, Свято–Николаевскую церковь, костел Святого Антония Падуанского, торговые ряды, водяную мельницу, построенную в центре города в стиле позднего классицизма, наконец, богатый местный краеведческий музей.

Столица озерного края

Из Постав дорога поведет вас на север, к последнему пункту маршрута — столице озерного края Браславу. По пути можно сделать остановку в городском поселке Видзы, чтобы осмотреть неоготический костел Рождества Пресвятой Девы Марии, возведенный из красного кирпича в начале ХХ века, а также навестить могилу подвижника Тадеуша Костюшко генерала Томаша Вавжецкого. Родился он в соседних Видзах–Ловчинских, а захоронение его оказалось в самом поселке.

Наконец, Браслав — конечный пункт маршрута. В письменных источниках упоминается с 1065 года. Но возник он раньше, возможно, в IХ веке, на месте сожженного селения кривичей и латгалов. Считается, что свое название город ведет от князя Брячислава Изяславича. Расположен Браслав на перешейке озер Дривяты и Новато. С Замковой горы далеко видна браславская группа озер, объявленная заповедным краем.

В Браславе есть что посмотреть. Прежде всего в соответствии с поставленной целью — это неороманский костел Рождества Пресвятой Девы Марии, расположенный около древнего замчища, и в нем чудотворная, коронованная 22 августа 2009 года икона Матери Божией Браславской, объявленной королевой Озерного края. Много интересного в Браславском историко–краеведческом музее, насчитывающем примерно 20 тысяч экспонатов, и в Браславском музее традиционной культуры.

Таким образом, в Браславе завершится (или начнется) ваша поездка по трем оборонным храмам–крепостям и пяти костелам и церквам с их чудотворными иконами. А в дополнение еще памятники истории и культуры и чудесные пейзажи — то гористые, то лесные, то озерные. Надеюсь, увиденное вас очарует и вы захотите вернуться сюда снова.

Газета "Беларусь сегодня"

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым