ENGLISH ПУБЛИЦИСТИКААлла Матренчик
Польша
Всех скорбящих Радость
Снег выпал неожиданно. Плотно укрыта улица, ни следа на ней, а под снегом -скованные льдом лужи.
- Господи! Хоть бы кто помог нести сумки... -- думала в отчаянии Валентина Техановнч, с трудом удерживая равновесие на костылях. Ей, инвалиду, казалось, что не осилить уже никак заметенную скользкую дорогу от магазина, до дома.
Безымянная толпа равнодушно проходила мимо и растекалась в сгущающихся сумерках...
- Давайте, я вам помогу, - послышалось вдруг, и Валентина благодаря незнакомой Лидии Прониной оказалась дома. А также в минском приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
Это было в 1993 году.
Церковь в палатке? Это на перекрестке улиц Глебки и Притыцкого, сегодня столичные таксисты безошибочно знают это место, хотя пять лет тому назад здесь простиралось чистое поле.
Двадцать шестого апреля 1991 года на
этом поле был освящен большой камень, знаменующий начало строительства
церкви в честь иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость"
для молитвенной памяти о жертвах Чернобыльской катастрофы, численность
которых, к сожалению, не перестает расти. Прошел торжественный
акт освящения, и на участке площадью в пять гектаров, где только
ветер гулял, остался о. Игорь Коростелёв.
Ему предстояло заняться строительством.
- Тогда у меня было лишь пять копеек в кармане, вспоминает сегодня
батюшка. Начал он с духовного просвещения детей в "одолженных"
школьных помещениях и с молебнов, которые служились в чистом
поле, возле камня. Стали приходить люди - пожалуй, не совсем
обычные.
Чувствовалось, что если дать, им лопаты, они примутся строить, - заметил Патриарх Всея
Руси Алексий II, вскоре посетивший этот приход.
Но прежде чем настало время брать лопаты, доводилось неоднократно во время молебнов
стоять под дождем и промокать до нитки. Пришлось думать о какой-либо крыше, хотя бы
небольшой палатке. И получили палатку в подарок от армии. Да еще таких размеров, что смогли в ней устроить все, как полагается для церкви. Иконостас, престол, а стены и крыша из брезента.
- Летом свечи мы продавали из ведра с водой, потому что они
расплавлялись в руках, а зимой здесь температура опускалась
до минус 25 градусов, - рассказывают прихожане. Мерзли все,
в том числе и хор. А поскольку студентам консерватории нужно
беречь голоса, им приносили ведро раскаленных углей.
- Ну а потом и валенки мы себе запросили, - со смехом вспоминают хористы. И получили целую партию, все 46 размера, чтобы можно было стоять в них, не снимая собственной обуви.
И хотя следующий год принес в палатку определенный комфорт появился пол, две железные печки - "буржуйки" - все с нетерпением поглядывали на медленно растущие вверх стены первого храмового сооружения кирпичной церкви - крестильни св. Ефросинии Полоцкой.
Возводилась она из кирпича, приобретенного на деньги Общества слепых, в землю врастала фундаментом, который оплачен средствами Общества инвалидов республики. И те и другие, равно как и чернобыльцы, считают этот приход своим. А приход широко распахнул перед ними двери, кроме того отправился с Богом в больницы и тюрьмы, наиболее нуждающихся беря под опеку Сестричества, которое объединяет более 30 милосердных женщин.
ВЫКУПАТЬ МАМУ
"Судьба подарила нам палатку", - пишет в одном из своих стихотворений Валентина Теханович и сестру Лидию Пронину, встреченную в тот памятный зимний вечер, а сейчас навещающую её постоянно, считает очень близким человеком. У Валентины прогрессирующий церебральный паралич. Ей очень трудно ходить, и жить вообще тяжело, так как туго с деньгами.
Муж ее, правда, работает, но поскольку у завода большие простои, а еще большие долги, зарплату домой он редко приносит. И бюрократические структуры государства, существующие для того, чтобы решать, вопросы социального обеспечения, это мало волнует. Впрочем, кассы их пусты. А как на 385 тысяч белорусских рублей прожить семье, состоящей из трех человек?
Приход нас обеспечивает и продуктами питания, и одеждой, - говорит Валентина. - Мы очень благодарны за это. Да и за добрые теплые слова, без которых человеку не прожить. Так, как и без лекарств.
Когда она недавно попала в больницу с признаками сильного отравления, врачам нетрудно было поставить правильный диагноз. А вылечить было нечем, так как в белорусской системе здравоохранения, словно в зеркале, отражаются все симптомы глубокого экономического кризиса государственного масштаба. Больницам уже не хватает лекарств, капельниц, шприцов.
- Вам надо их купить на свои деньги, - предлагают застрахованным пациентам врачи. Но где эти деньги взять?
- Мне помогла Церковь, - объясняет Валентина, еле передвигающаяся по квартире на костылях.
А 35-летия Татьяна Стаховская уже полностью привязана к коляске. На протяжении нескольких лет борется она с рассеянным склерозом и одна воспитывает дочь Кристину. 10-летняя девочка, рано взрослея, каждый день одевает маму, печет оладьи и драники, варит щи... Очень любит маму, но выкупать ее сил не имеет ...
Татьяну купает сестра из "палатки", а также готовит к исповеди и причастию, носит продукты, которые приход получает в качестве гуманитарной помощи. Сестра больную навещает после своей основной работы, помогает бескорыстно, оставляя на это время собственную семью и личные дела.
- Наша помощь весьма индивидуальна, потому что дело мы имеем с очень разными случаями болезней, - говорит Татьяна Чистякова, одна из сестер. Как большинство белорусских верующих последнего времени, она пришла в церковь следом за своим ребенком. И когда столкнулась с безмерным горем инвалидов, чаще всего прячущимся за закрытыми дверями, не смогла мимо пройти безучастно.
В посткоммунистическом пейзаже Минска инвалидов не видать.
Они со своими жизненными тяготами прячутся по микроскопическим квартиркам с узенькими дверями в ванную и лифт, в жилых зданиях без специальных инвалидских входов и подъемников.
- О, сколько проблем вызывает самое обычное купание, - признается Татьяна. - Хорошо, если коляска проходит через проем, когда предварительно снята дверь. Но чаще мы вынуждены больного заносить на стуле. А потом осторожно помещать больное неуправляемое тело в ванну...
Пациенты у них разные. Слепые, парализованные, с рассеянным склерозом, раком. А также переселенцы из Чернобыльской зоны, и те, кто ликвидировал аварию в Чернобыле. Они в своих снах не перестают видеть отчие дома, приусадебные сады, борясь против трудностей дня нынешнего и против очень серьезных болезней. Приходят в свою "чернобыльскую" церковь, никуда более не спеша, ставят свечи за всё новых коллег, из жизни этой ушедших. Вносят пожертвования.
- Один из ликвидаторов принёс нам более 40 икон, - рассказывает о. Игорь. - Раньше он работал в милиции в отделе, который занимался расследованием краж произведений церковного искусства и утвари. А сейчас, уже больной, постарался, чтобы часть икон, бывших в контрабандном обороте и задержанных на белорусской таможне, оказались здесь, в его церкви.
Дважды на год в приходе устраиваются встречи для инвалидов и больных. После выступлений учащихся воскресной школы Валентина Техановнч свою благодарность за вечер выражает стихами, слепая профессиональная артистка Ольга Патрий поет, кто-то демонстрирует свои картины, пейзажи-вышивки, изображенные мечты. И вся большая семья страждущих отсчитывает время до полного осуществления планов прихода.
МАЛЫЙ БЕТЕЛЬ
- Да, это прекрасное начало, весна большого мероприятия,
говорит гость из Германии Герберт Вольхютер, пристально осматривая
приходской участок. Очень хорошо вписалась в пейзаж недавно
освященная церковь-крестильня св. Ефросинии Полоцкой, а рядом
с ней возводится большое здание воскресной школы, пока еще незавершенное.
Приобретают законченность уже и контуры главного храма, залит
фундамент под очередное сооружение. Везде стройматериалы, складские
времянки. У самых ворог стоит, как прежде, "палатка". И немного
жаль, что теперь она в общем-то не нужна.
Гегберт
Вольхютер впервые приехал в Беларусь в 1991 году по случаю 50-той
годовщины германского нападения на СССР как член огромной, из
260 человек, делегации.
- Мне хотелось бы познакомиться с православным священником,
который занимается диаконией, - попросил он тех, кто принимал
делегацию. И в последний день своего пребывания встретился с
о. Игорем Коростелёвым.
- Тогда я уже посещал больницу, тюрьму, школу-интернат для детей
с нарушениями психики. Мне уже были знакомы грубые реплики испуганного
персонала, но и слезы радости на глазах у взрослых больных и
заключенных, - вспоминает о. Игорь.
Гегберт Вольхютер на протяжении многих
лет служил в Бетеле, поселке для инвалидов. Общий язык был найден
моментально. Возникла идея здесь, в минском приходе чернобыльцев,
создать центр милосердия. С домом для престарелых, мастерскими
для инвалидов, бесплатной столовой для самых бедных.
Немцы делились лекарствами, продуктами,
одеждой. Они принимали у себя в Бетеле учащихся воскресной школы,
сестер. Показывали, наглядно демонстрировали.
- Оказалось, что можно без большого труда поменять простыню
под парализованным больным, а мы с этим так мучились, - делится
впечатлениями Татьяна Чистякова. Она с коллегой недавно прошла
в Бетеле курсы двух ступеней. И вынесла оттуда профессиональные
навыки купать больного, разговаривать с ним, обрабатывать раны,
делать инъекции. С осени здесь, в Минске, она будет учить других.
Из Бетеля Татьяна привезла также массу идей, только для их реализации
тесновато в двух классных помещениях воскресной школы. Но приход
пока лишь это может предоставить Сестричеству. Что, лучше установить
в имеющихся помещениях привезенные из Германии машины и начать
трудовую терапию или устроить там чалы для реабилитации? Все
же настоящих мастерских для инвалидов, как и открытия дома для
престарелых, надо еще подождать. Быстрее может завершиться строительство
столовой для бедняков, но и это здание только поднимается над
фундаментом. На среднюю месячную зарплату белоруса можно купить
600 кирпичей. Так сколько же нужно, чтобы выполнить необходимые
для строительства инвестиции?
Помогает Бетель, помогают Диаконишес
Верк из Германии и многие белорусские фирмы.
- Но у нас такое большое строительство, - вздыхают сестры, лишь
мечтая о микроавтобусе для Сестричества. - Кирпичные стены -
это еще не все, главное - община,- говорит о. Игорь, которому
хор (в частном порядке и без валенок) исполняет арии из опер,
а церковь охраняет верующий, освободившийся из тюрьмы.
Через год в чернобыльский приход, в
церковь-палатку, приедет много женщин из разных стран. К 10-летию
Чернобыля они заложат сад надежды.
Samaritan №1,
1995 |