|
Свято-Симеоновский кафедральный собор XIX в.г. Брест
|
Возрождение
традиций белорусской
церковной архитектуры.
Проблемы и пути ее развития.
Лаврецкий Г.:
- Церковно-строительная традиция Беларуси, прерванная на несколько
столетий, казалось, получила возможность возродиться во второй половине XIX в.
Обращение к национальному культурному наследию стало характерной чертой
эпохи и главной движущей силой архитектурной мысли во всех европейских странах
того времени. Тогда же, в условиях возвращения к святоотеческой вере, на
территории Беларуси, уже как неотъемлемой части Российской Империи, начали
возводиться храмы ретроспективно-русского стиля. О своеобразии белорусской
школы зодчества тогда даже не было и мысли. Поэтому сложилось так, что в
качестве исторического прообраза для новых белорусских храмов были избраны
памятники московско-ярославского зодчества XVII в. - периода наивысшего
расцвета России
Для Беларуси такие церкви стали как бы постоянным напоминанием о
разорении именно в XVII в. некогда великого и могучего государства. Это были и грандиозные сооружения, выполненные по индивидуальным проектам, и, в основном, небольшие, формировавшие особое духовное окружение. Однако в условиях провозглашенного лозунга "Православие-Самодержавие-Народность" говорить о национальном своеобразии церковного зодчества Беларуси уже не приходилось. Многие древние святыни, не только католические и униатские, но и православные, были варварски перестроены. Белорусские "мястэчкi", города, некогда являвшие образцы великой строительной культуры, стали похожими на провинциальные скучные города российской глубинки.
|
Свято-Петро-Павловский
кафедральный собор XIX в
г.Гомель
|
|
Свято-Алеександро-Невская
церковь XIX в. г. Минск
|
C одной стороны, любое архитектурное произведение - воплощение триады:
"польза-прочность-красота", сформулированной еще в античности. И если первые два
аспекта, обусловленные объективными экономическими и техническими условиями нашего
времени, в определенной мере решаемы, то красота, пожалуй - самое спорное и
комплексное составляющее такого сложного организма, которым является православный
храм.
Протоиерей Игорь Коростелев:
- Hе может не радовать нынешняя активность церковно-строительной жизни в
Беларуси. Сегодня возможно развитие всех направлений и стилей.
Дятко Н.:
- Как бы ни был прогрессивен и теоретически "продвинут" современный
архитектор, он не сможет создать "правильный" храм, если на то не будет социального
заказа. Стиль - это представление общества о красоте духовной и материальной жизни. В
нашем поляризованном обществе единого представления быть не может. Нынешний
менталитет общества не позволяет создать идеальный православный "белорусский" храм.
Хотя для этого сегодня есть и теоретическая основа, и творческий потенциал, и готовность
архитекторов реализовать эту идею.
Бондаренко А.:
- И, все же, важнейшая задача сегодня - возрождение традиций белорусской
церковной архитектуры. По какому пути ей развиваться? И в центрах и дальних деревнях
уже возрождается и московское шатровое зодчество XVII в., и владимирская школа XII в., и
опыт русско-византийского стиля 30-х гг. XIX в. Нет только места для древне-белорусских
образцов...
Лаврецкий Г.:
- А так хочется видеть обращение к истинно великим традициям древнего
белорусского зодчества! Такого глубинного переосмысления архитектурно-церковного
опыта,
всестороннего развития образного строя храма, многообразия школ зодчества,
существовавшего на нашей земле, не было нигде.
В современных условиях развития православно-церковного строительства весьма
актуальны отношения канона и новаторства, архитектурного стиля и сакрального образа.
История развития церковной архитектуры на земле белорусской еще раз доказывает, что в
нашем храмовом зодчестве канон является не сдерживающим творческую мысль фактором,
а неиссякаемым источником высшего озарения и вдохновения. Диапазон возможностей,
находящихся в неисчерпаемой сокровищнице православно-строительной культуры,
необъятно широк.
Михневич Т.:
- Тем не менее, принципы проектирования, которые были разработаны во второй половине XIX в., актуальны и приемлемы и сегодня. Именно "московским", "ярославским", "русско-северным" в понимании нынешних наших архитекторов и настоятелей, а также в восприятии самих верующих должен быть современный белорусский православный храм.
|
Свято-Марии-Магдалининская
церковь XIX в. г. Минск
|
|
Свято-Воскресенский
собор XIX в. г.Борисов
|
Дятко Н.:
Как практик я не вижу крамолы в том, что архитектор использует разные стили и
приемы. Главное, чтобы сохранялись канонические и символические основы
православного храма.
Бондаренко А.:
Но памятники белорусского православного зодчества ХП-ХVI вв. считаются
достижением мировой цивилизации. Только почему сегодня не они вдохновляют зодчих,
взявших в качестве творческого метода стилизацию или стилизаторство (в зависимости от
характера переосмысления традиций при обращении к историко-
культурному наследию)?
Жаров П.:
Можно провести аналогию архитектуры - проповеди в камне и иконописи -
проповеди в красках. Содержание иконы определяет не только приемы построения, но и
технику, и материалы. Невозможно представить, чтобы икона была написана на чем
угодно, чем угодно или какими угодно приемами. И в иконе, и в храме подлинность образа
связана с Евхаристией, которая воплощается в подлинности вещества. Молясь над
материалами, собранными для постройки храма, Давид молился: "Твоя от Твоих Тебе
приносяще... Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе"...
ое воплощение в могилевской школе зодчества. Успенская, Покровская, Никольская, Богоявленская, Спасская церкви - ярчайший образец сложившейся в XVII-XVIII вв. православной могилевской школы зодчества. Строительство продолжалось и в Орше, и в Витебске. Новый импульс получило деревянное зодчество. Русские архитекторы классицизма тоже начали "осваивать" новую колонию. Так или иначе, православные храмы совершенно преобразились, восприняв черты, свойственные общеевропейской архитектуре.
Дятко Н.:
Кроме того, сегодня стоит задача синтеза новейших технологий и канонического
образа. Опыт показывает, что современный уровень строителей, а также качество
строительных материалов не позволяют в полной мере возродить древнюю технологию,
например, в возведении сводов. К тому же и нормы проектирования сегодня иные...
Протоиерей Игорь Коростелев:
Cинтезу архитектуры и музыки - церковному пению - должно быть уделено особое
внимание. Знание законов акустики чрезвычайно важно для архитектора, строящего храм.
Церковное пение традиционно уподобляется ангельскому славословию, а поющие -
ангелам. Эта метафора выражена в Херувимской песне, которой и начинается в
православном богослужении литургия верных. Ангельское пение представляет, таким
образом, архетип пения, звучащего при богослужении. Это значит, что отношение
церковного и небесного пения, соответствующее отношению образа и первообраза в
иконописании, непосредственно перекликается с храмом, своей символикой восходящим
к высшей истине.
Лаврецкий Г.:
В истории православной архитектуры время от времени встает проблема соответствия образной структуры того или иного храма содержанию престольного праздника. Конечно, архитектура - не изобразительное искусство, и для восприятия архитектурного образа необходимо особое, подготовленное зрение. В этом отношении богословская и художественная образность белорусской храмовой архитектуры - выдающееся достижение. Герменевтика архитектуры в какой-то мере позволяет увидеть сокровенную суть Церкви как проповеди в камне. В каждой из древних белорусских церквей можно найти запечатленный неповторимый сплав всех тех особенностей, которые отличают ту или иную святыню от других. Благодаря молитвенному озарению зодчий способен соединить в единое целое и экономическую целесообразность, и каноническую функциональность, и особо прочувствованную прочность, и красоту. А красота эта - то самое остановленное мгновение, которое никогда не повторится. Поэтому крайне редко можно увидеть у одного мастера повторение работ.
Древнебелорусские храмы и сегодня волнуют своим неповторимым очарованием. В архитектурном творчестве,связанном со строительством храмов, на протяжении многих столетий решается вопрос о соответствии наружного облика с престольным образом. Задача эта не проста. Удивительно то, что древние храмы и сегодня остаются по-особому близкими и понятными людям. И в обиходе, и даже в научной литературе можно встретить традицию заменять каноническое название той или иной церкви одним понятием, своего рода именем. Так, Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно именуется просто "Коложей", Софийский собор издревле зовут "Софией". А Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке также давно стал просто "Евфросинией"...
В своих выводах все участники "круглого стола" были единодушны: главное содержание
современной белорусской православной церкви - синтез образа, традиции, архитектуры, пронизанной
Светом и Гласом.
|
|