На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1 | 2 | 3

Свято-Симеоновский
кафедральный собор XIX в.г. Брест

Возрождение традиций белорусской
церковной архитектуры.

Проблемы и пути ее развития.


Лаврецкий Г.:

- Церковно-строительная традиция Беларуси, прерванная на несколько столетий, казалось, получила возможность возродиться во второй половине XIX в. Обращение к национальному культурному наследию стало характерной чертой эпохи и главной движущей силой архитектурной мысли во всех европейских странах того времени. Тогда же, в условиях возвращения к святоотеческой вере, на территории Беларуси, уже как неотъемлемой части Российской Империи, начали возводиться храмы ретроспективно-русского стиля. О своеобразии белорусской школы зодчества тогда даже не было и мысли. Поэтому сложилось так, что в качестве исторического прообраза для новых белорусских храмов были избраны памятники московско-ярославского зодчества XVII в. - периода наивысшего расцвета России
Для Беларуси такие церкви стали как бы постоянным напоминанием о разорении именно в XVII в. некогда великого и могучего государства. Это были и грандиозные сооружения, выполненные по индивидуальным проектам, и, в основном, небольшие, формировавшие особое духовное окружение. Однако в условиях провозглашенного лозунга "Православие-Самодержавие-Народность" говорить о национальном своеобразии церковного зодчества Беларуси уже не приходилось. Многие древние святыни, не только католические и униатские, но и православные, были варварски перестроены. Белорусские "мястэчкi", города, некогда являвшие образцы великой строительной культуры, стали похожими на провинциальные скучные города российской глубинки.

Свято-Петро-Павловский
кафедральный собор XIX в
г.Гомель

Свято-Алеександро-Невская
церковь XIX в. г. Минск

C одной стороны, любое архитектурное произведение - воплощение триады: "польза-прочность-красота", сформулированной еще в античности. И если первые два аспекта, обусловленные объективными экономическими и техническими условиями нашего времени, в определенной мере решаемы, то красота, пожалуй - самое спорное и комплексное составляющее такого сложного организма, которым является православный храм.


Протоиерей Игорь Коростелев:

- Hе может не радовать нынешняя активность церковно-строительной жизни в Беларуси. Сегодня возможно развитие всех направлений и стилей.


Дятко Н.:

- Как бы ни был прогрессивен и теоретически "продвинут" современный архитектор, он не сможет создать "правильный" храм, если на то не будет социального заказа. Стиль - это представление общества о красоте духовной и материальной жизни. В нашем поляризованном обществе единого представления быть не может. Нынешний менталитет общества не позволяет создать идеальный православный "белорусский" храм. Хотя для этого сегодня есть и теоретическая основа, и творческий потенциал, и готовность архитекторов реализовать эту идею.


Бондаренко А.:

- И, все же, важнейшая задача сегодня - возрождение традиций белорусской церковной архитектуры. По какому пути ей развиваться? И в центрах и дальних деревнях уже возрождается и московское шатровое зодчество XVII в., и владимирская школа XII в., и опыт русско-византийского стиля 30-х гг. XIX в. Нет только места для древне-белорусских образцов...


Лаврецкий Г.:

- А так хочется видеть обращение к истинно великим традициям древнего белорусского зодчества! Такого глубинного переосмысления архитектурно-церковного опыта, всестороннего развития образного строя храма, многообразия школ зодчества, существовавшего на нашей земле, не было нигде.
В современных условиях развития православно-церковного строительства весьма актуальны отношения канона и новаторства, архитектурного стиля и сакрального образа. История развития церковной архитектуры на земле белорусской еще раз доказывает, что в нашем храмовом зодчестве канон является не сдерживающим творческую мысль фактором, а неиссякаемым источником высшего озарения и вдохновения. Диапазон возможностей, находящихся в неисчерпаемой сокровищнице православно-строительной культуры, необъятно широк.


Михневич Т.:

- Тем не менее, принципы проектирования, которые были разработаны во второй половине XIX в., актуальны и приемлемы и сегодня. Именно "московским", "ярославским", "русско-северным" в понимании нынешних наших архитекторов и настоятелей, а также в восприятии самих верующих должен быть современный белорусский православный храм.


Свято-Марии-Магдалининская
церковь XIX в. г. Минск

Свято-Воскресенский
собор XIX в. г.Борисов

Дятко Н.:

Как практик я не вижу крамолы в том, что архитектор использует разные стили и приемы. Главное, чтобы сохранялись канонические и символические основы православного храма.


Бондаренко А.:

Но памятники белорусского православного зодчества ХП-ХVI вв. считаются достижением мировой цивилизации. Только почему сегодня не они вдохновляют зодчих, взявших в качестве творческого метода стилизацию или стилизаторство (в зависимости от характера переосмысления традиций при обращении к историко- культурному наследию)?


Жаров П.:

Можно провести аналогию архитектуры - проповеди в камне и иконописи - проповеди в красках. Содержание иконы определяет не только приемы построения, но и технику, и материалы. Невозможно представить, чтобы икона была написана на чем угодно, чем угодно или какими угодно приемами. И в иконе, и в храме подлинность образа связана с Евхаристией, которая воплощается в подлинности вещества. Молясь над материалами, собранными для постройки храма, Давид молился: "Твоя от Твоих Тебе приносяще... Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе"... ое воплощение в могилевской школе зодчества. Успенская, Покровская, Никольская, Богоявленская, Спасская церкви - ярчайший образец сложившейся в XVII-XVIII вв. православной могилевской школы зодчества. Строительство продолжалось и в Орше, и в Витебске. Новый импульс получило деревянное зодчество. Русские архитекторы классицизма тоже начали "осваивать" новую колонию. Так или иначе, православные храмы совершенно преобразились, восприняв черты, свойственные общеевропейской архитектуре.


Дятко Н.:

Кроме того, сегодня стоит задача синтеза новейших технологий и канонического образа. Опыт показывает, что современный уровень строителей, а также качество строительных материалов не позволяют в полной мере возродить древнюю технологию, например, в возведении сводов. К тому же и нормы проектирования сегодня иные...


Протоиерей Игорь Коростелев:

Cинтезу архитектуры и музыки - церковному пению - должно быть уделено особое внимание. Знание законов акустики чрезвычайно важно для архитектора, строящего храм. Церковное пение традиционно уподобляется ангельскому славословию, а поющие - ангелам. Эта метафора выражена в Херувимской песне, которой и начинается в православном богослужении литургия верных. Ангельское пение представляет, таким образом, архетип пения, звучащего при богослужении. Это значит, что отношение церковного и небесного пения, соответствующее отношению образа и первообраза в иконописании, непосредственно перекликается с храмом, своей символикой восходящим к высшей истине.

Лаврецкий Г.:

В истории православной архитектуры время от времени встает проблема соответствия образной структуры того или иного храма содержанию престольного праздника. Конечно, архитектура - не изобразительное искусство, и для восприятия архитектурного образа необходимо особое, подготовленное зрение. В этом отношении богословская и художественная образность белорусской храмовой архитектуры - выдающееся достижение. Герменевтика архитектуры в какой-то мере позволяет увидеть сокровенную суть Церкви как проповеди в камне. В каждой из древних белорусских церквей можно найти запечатленный неповторимый сплав всех тех особенностей, которые отличают ту или иную святыню от других. Благодаря молитвенному озарению зодчий способен соединить в единое целое и экономическую целесообразность, и каноническую функциональность, и особо прочувствованную прочность, и красоту. А красота эта - то самое остановленное мгновение, которое никогда не повторится. Поэтому крайне редко можно увидеть у одного мастера повторение работ.
Древнебелорусские храмы и сегодня волнуют своим неповторимым очарованием. В архитектурном творчестве,связанном со строительством храмов, на протяжении многих столетий решается вопрос о соответствии наружного облика с престольным образом. Задача эта не проста. Удивительно то, что древние храмы и сегодня остаются по-особому близкими и понятными людям. И в обиходе, и даже в научной литературе можно встретить традицию заменять каноническое название той или иной церкви одним понятием, своего рода именем. Так, Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно именуется просто "Коложей", Софийский собор издревле зовут "Софией". А Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке также давно стал просто "Евфросинией"...

В своих выводах все участники "круглого стола" были единодушны: главное содержание современной белорусской православной церкви - синтез образа, традиции, архитектуры, пронизанной Светом и Гласом.

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым