Издательство Белорусского Экзархата
Юрий Краснов
научный сотрудник Центра проблем развития образования БГУ,
отв. секр. духовно-просветительской программы «Семья – единение – Отечество»
|
Ювенальная юстиция как социально-гуманитарная технология разрушения семейного воспитания
Введение. Ювенальная юстиция затрагивает каждого из нас.
Проблема, которая вдруг встала перед Россией, Украиной, Беларусью – вводить или не вводить ювенальную юстицию – начинает активно обсуждаться. Тема стала скандальной, нарастает общественное сопротивление. Почему же? А дело в том, что она затрагивает каждого человека. Речь идет о наших семьях и наших детях, наших правах на их воспитание.
Об отношениях детей к родителям в Библии говорится в 5-ой Заповеди Божий – «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен». Апостол Павел пишет: «Дети, будьте послушны родителям вашим, ибо это благоугодно Господу».
Важным элементом семейного воспитания всегда было наказание. Апостол Павел говорил: «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. <…> Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое все обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6-8).
Наконец, премудрый Соломон за много веков до нашей эры говорил: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. 19:18). "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Притч. 13:24).
1. Что произошло бы, если Апостол Павел или Соломон осмелились бы публично высказать эти мысли, например в современной Европе?
Вероятнее всего, был бы скандал, на них ополчились бы СМИ, правозащитные организации, но самое главное, так называемые «уполномоченные по правам детей» – омбудсмены, могли бы лишить их родительских прав, а значит отобрать у них детей. Вы скажите это невозможно. Но ведь у россиянки Валентины Путконен финские власти в начале июня 2010 г. отобрали дочь из-за того, что она не дала той конфету перед обедом, а у другой россиянки Инги Ранталы в феврале 2010 г. отобрали мальчика 7 лет, он признался школьной учительнице в том, что «мама его шлепнула», и рассказал, что может уехать в Россию, если его будут обижать одноклассники. Что же было бы с Соломоном, который розгами рекомендует воспитывать детей? Да пожалуй, его могли бы и в тюрьму посадить, ведь посадили же восьмерых русских отцов власти немецкого города Зальцкоттена в тюрьму за то, что они отказались посылать своих детей на обязательные в начальной школе уроки полового воспитания, т.е. нарушили права детей на информацию. А в некоторых странах Европы физическое наказание, даже простой шлепок по заднему месту, уже вне закона.
2. Что же это за зверь такой -- «ювенальная юстиция», примеры которой мы рассмотрели выше? Дословно — это «правосудие для несовершеннолетних», создание особых – ювенальных -- судов для таких правонарушителей. Но есть здесь и вторая сторона – «защита детей от родителей», отобрание детей из семьи за реальные, а чаще мнимые родительские прегрешения. И в России, и в Украине, и в Беларуси многие опасаются, что «детоотбирательная» сторона ювенальной юстиции станет главной. И это будет бизнес, а следовательно и коррупция, а значит и большая беда.
3. Да, проблема неблагополучных родителей, алкоголиков, наркоманов, садистов, не кормящих своих детей, избивающих их -- действительно существует. Вообще-то у нас проблема социального сиротства при живых родителях заявила о себе в годы «перестройки», когда мы потеряли целую систему советского воспитания и профилактики, а подготовки к семейной жизни, духовно-нравственного просвещения как не было, так и нет. Вот чем нам надо бы заниматься, а не внедрять дискредитировавшие себя ювенальные технологии. Да, нерадивых родителей становится все больше и больше. Но разве можно решать проблему через тотальное государственное вмешательство в дела семьи. Разве это решение?
4. Смеем утверждать, что проблема свободы, прав человека, а значит и прав детей решается на Западе неправильно, не по христиански. Здесь уместно провести аналогию с фашизмом, который был языческим – нехристианским -- ответом на кризис западной демократии и либерализма. И привел к страшной тирании. Не приведет ли к этому и ювенальная юстиция?
5. Давайте рассмотрим некоторые случаи. Четверых детей россиянки Анны Меткусисто в начале марта 2010 г. отобрали у матери органы опеки. Финские социальные работники посчитали, что несовершеннолетним опасно поститься. У русской актрисы Натальи Захаровой, вышедшей замуж за француза и проживавшей во Франции, отняли трехлетнюю дочь, официально обвинив мать в «удушающей материнской любви». У Григория Пастернака, бывшего советского гражданина, в Голландии дочь-подросток, подпав под дурное влияние, перестала учиться, начала прогуливать школу, требовать денег на развлечения и наряды, скандалить. При этом она стала жаловаться на родителей в службы защиты прав ребенка, говорила, что ее притесняют, не дают ходить по клубам и т.п. «Спасая» от родителей, девочку забрали в приют, а отца лишили родительских прав за то, что он стер косметику с лица девочки. Он дошел до Страсбургского суда, однако это ни к чему не привело.
В одном из российском пилотном регионе по ювенальной юстиции опекун Михов И.И., получил около года исправительных работ за жестокое обращение со своим одиннадцатилетним подопечным. Он «выражал словесно и жестами угрозы побоями», «за незначительные проступки ставил несовершеннолетнего в угол на длительное время», а также «против воли и желания принуждал несовершеннолетнего принимать пищу» (в народе говорят - «пичкал»). Обратите внимание, не голодом морил, а пытался накормить.
Из 2 миллионов социальных сирот во Франции, по оценкам специалистов, около 1 миллиона отнято незаконно. Журнал «Шпигель» пишет, что в Германии в 2008 г. принудительно изъято из семей 70.000 детей, половина с формулировкой «недостаточно хорошее материальное положение семьи».
4. Подведем итоги. У нас еще в годы советской власти была создана неплохая система защиты детей от неблагополучных родителей, у нас на сегодняшний день есть все необходимые законы и государственные органы для этого. В Беларуси в последние годы в рамках Декрета 18 Президента страны создана целая система работы с такими родителями. Однако, нам хотят навязать морально дискредитировавшую себя на Западе систему ювенальной юстиции, т.е. создать новый дополнительный орган, со своим штатом и бюджетом. Нам предлагают ввести института омбудсменов, это тех кому как Павлик Морозов будут доносить на своих родителей дети, нарушая пятую заповедь Божию. Почему международные организации так щедры и финансируют эти новации в постсоветских странах, в том числе и в Беларуси. Кому же выгодно вводить эту пресловутую ювенальную юстицию? По-видимому тем, кто хочет дестабилизировать наше общество, подорвать традицию семейного воспитания как основу устойчивости нашей христианской цивилизации, разрушить семью как малую Церковь.
Ювенальная юстиция опирается на ложную и нехристианскую концепцию человека. Ее формирование – есть следствие потери западной цивилизацией христианского понимания смысла свободы, родительства, семьи, жизни в целом, отказ от своих христианских корней, что и проявилось в дискуссиях и принятии Европейской Конституции, резолюции ПАСЕ «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», принятой на сессии ПАСЕ 30 апреля 2010 г. в защиту прав сексуальных меньшинств и др. За ювенальной юстицией стоит ложная концепция либерально трактуемых прав человека, т.е. их культ, свободы как таковой, не различающий грех и добродетель, нравственное падение и духовное возрастание, свободу от и свободу для. Напоминаем, что критика либеральной доктрины прав человека нашла свое выражение в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архирейским собором 26 июня 2008 г.
Позволяя ребенку безнаказанно грешить, родители потворствуют нарушению заповедей и губят детскую душу, за что рано или поздно дадут ответ перед Богом. Очень определенно и даже грозно высказался на сей чет Иоанн Златоуст: "А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души". Священник Илий, сам жил добропорядочно и беззакониям детей не потакал, а даже пытался их увещевать. Да и дети его были уже не маленькие, а взрослые. Казалось бы, причем тут отец? Но Я накажу его дом на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их, — сказал Господь (1 Цар. 3:13) И пришлось Илию пережить страшные события: разорение храма и гибель обоих сыновей. (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050426104634.htm)
Если мы допустим введение ювенальной юстиции по западному антихристианскому образцу, то как священник Илий будем вскоре наказаны, чем же? Воплощением следующих библейских, страшных и воистину пророческих слов: и восстанут дети на родителей, и умертвят их… (Матф.10:21). Приложим же все от нас зависящее, чтобы не сделать это пророчество реальностью.
|