На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Социальная работа / Церковь и СПИД

«Ненавидь грех, но люби грешника»

СПИД окрестили «чумой ХХ века» почти сразу после того, как в середине 80-х годов врачи обнаружили первого больного. Неизвестное до сих пор заболевание распространялось молниеносно, не признавая границ ни социальных, ни территориальных, а все попытки медицинских и ученых светил найти противоядие свалившейся напасти оказывались бесплодны. Но и ХХ1 век не принес долгожданной пилюли, которая смогла бы подарить жизнь миллионам инфицированных. СПИД не перестал быть «чумой». За 20 лет количество павших в неравном бою с досконально изученным, но так и неразгаданным вирусом приближается к 20 миллионам. Еще столько же живут со знанием того, что обречены и каждый новый день может стать для них последним.

По данным на 1 ноября 2006 года Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в нашей стране 7640 людей, живущих с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС). Многим из них нужна помощь. Речь не только (и даже не столько) о медикаментозном лечении, сколько о моральной поддержке, обыкновенном человеческом внимании и участии. Даже школьникам известно, что такое СПИД, как он передается, а как нет. Между тем «ВИЧ-положительные» в большинстве случаев по-прежнему являются изгоями, стигматами современного, называющего себя цивилизованным, общества.

Государственными структурами и общественными организациями разрабатывается и проводится множество программ, направленных на решение медицинских, социальных и психологических проблем, связанных с синдромом иммунодефицита человека. В последнее время все активнее в эту работу включается Церковь, ставя перед собой, как одну из главных задач, - оказание духовной поддержки людям с ВИЧ и их близким. Не так давно делегация белорусских священнослужителей по приглашению российской ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет» побывала в Санкт-Петербурге. О цели и результатах этой поездки мы говорили с клириком прихода в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» диаконом Димитрием РОМАНОВИЧЕМ.

- Отец Дмитрий, эта поездка – нечто вроде обмена опытом?

- Скорее, поездка за опытом. Одна из важнейших задач Православной Церкви – профилактика СПИДа среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции. Если рассматривать вопрос проблемы СПИДа исключительно с позиции Церкви то мы, по сравнению с россиянами, делаем только первые шаги в этом направлении. Программа нашего визита была довольно насыщенной. Мы, в частности, побывали на тренингах в клубе для ЛЖВС, который действует при Александро-Невской Лавре. Суть таких тренингов – единение людей, страдающих тяжким недугом. Здесь каждый может выговориться, рассказать о своих тяготах, страданиях и сомнениях и при этом он не будет бояться, что его отвергнут; наоборот – поймут, поддержат. Он перестанет чувствовать себя одиноким.

- Но ведь и в Беларуси есть так называемые группы взаимопомощи. Создаются они по программам общественных организаций и с той же целью – оказание психологической помощи людям с ВИЧ/СПИД, их родным и близким…

- В том и отличие, что у нас основной упор делается на психологическую поддержку, социальную адаптацию ЛЖВС. Связь с Церковью пока полностью отсутствует. А в клубе при Александро-Невской Лавре (и он не один такой) едва ли не главный упор делается на духовную помощь ВИЧ-инфицированным и со-зависимым. Помимо психолога, в клубе работают сестры милосердия, волонтеры, занимающиеся паллиативной помощью, – не священнослужители, но прихожане, люди, живущие с Богом в сердце. Одна из основных целей работы клуба – интеграция ЛЖВС в жизнь церковной общины. Не случайно, члены клуба вместе совершают паломничества к святыням, сообща отмечают религиозные праздники, то есть духовно возрождаются.

- Отец Дмитрий, вы упомянули о паллиативной помощи. В чем она заключается?

- Говоря простым языком, паллиативная помощь – это всесторонняя забота о неизлечимых больных. Давайте признаемся себе: мы все еще боимся открыто говорить о смерти. Хотя во всем мире актуален другой вопрос: КАК о ней говорить? Волонтеры – это подготовленные люди. Они проходят специальные курсы с психологами, медиками, священнослужителями. Помогать человеку живущему с ВИЧ – тяжело психологически, духовно, физически. Умирающие люди, как правило, вообще ни о чем не хотят разговаривать, отказываются от какой бы то ни было помощи. Поэтому прежде чем волонтер начнет непосредственно работать с больным, может пройти не один месяц. Зато он точно будет знать, как говорить (и при этом быть услышанным) о смерти с человеком, для которого каждый день может стать последним в жизни. Паллиативная помощь не ускоряет и не оттягивает наступление скорбной минуты, но она направлена на то, чтобы обреченный человек начал готовиться к смерть ответсвенно, осознавая, что для каждого из нас рано или поздно наступит такой момент.

В Петербурге в государственной больнице на Бумажной 3 года назад было открыто отделение сестринского ухода для ЛЖВС на 60 койко-мест – то, что в простонародье называется хосписом. Там практически все держится на волонтерах (за исключением специализированной врачебной помощи). Кстати, среди добровольцев очень много мам, чьи дети инфицированы или уже погибли от недуга, а медсестрами и санитарками в большинстве своем работают люди с ВИЧ (из-за низкой заработной платы «здоровый» медперсонал отказывается здесь работать). В отделении есть часовня, где для больных проводятся службы, исповеди, таинства Крещения… Часовня открыта всегда, раз в неделю туда приходит священник.

- Простите за некорректный вопрос. Но хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь?

- Безусловно, Церковь может «заниматься» только теми людьми, которые сами пришли в нее или искренне хотят прийти. Опыт осуществления церковной анти-СПИД-программы говорит о том, что ЛЖВС нуждаются в духовной поддержке. Часто, получив страшный диагноз, человек переосмысливает свою жизнь и обращается к Богу, приходит в Церковь. Наш собственный опыт совершения молебнов о здравии ЛЖВС, встречи с осужденными ВИЧ-инфицированными в Исправительной Колонии №1 г. Минска показывает, что количество приходящих на них людей растет. Это ли не говорит о том, что Церковь нужна ВИЧ-инфицированным? А, значит, нам предстоит еще многое сделать. Организовать то же волонтерское движение паллиативной помощи, которого у нас нет. Ведь любой прихожанин, любой истинно верующий человек мог бы своим вниманием и заботой успокоить того, кому сейчас больно и одиноко. Даже если сам виноват в своей беде, разве он недостоин сострадания?

Валентина МОХОР, «СБ».

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым