На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Сойиальная работа / Публикации

беседовала Анна Копач

История одной вспомогательной школы-интерната в Ивье
Семак Вера Михайловна, директор Государственного учреждения образования Ивьевская вспомогательная школа-интернат

Таких школ-интернатов, как наша, на территории Гродненской области осталось пять: в Ивьевском районе, Волковысском районе, в Паречье школа для детей сирот и две школы в Гродно. Дети у нас со всей области с 12 районов, есть и с Минской и Брестcкой области. Всего у нас 102 ребенка, из них 16 детей-сирот.

В школе есть музей истории нашего интерната. Все начиналось в 1942 году. 7 км от Ивье тогда шла железная дорога. Во время войны по ней шли эшелоны на Запад, многие родители умирали, а детей выбрасывали с вагонов. Из-за этого в нашем районе создалась неблагополучная атмосфера – очень много беспризорников. Поэтому было принято решение открыть детский дом. Для этого вызвали женщин, которые проживали в Ивье. Так на базе старого панского поместья с конюшнями сделали детский дом. Он просуществовал до 1961 года, а потом на его месте построили новое здание – общеобразовательную школу-интернат. Здесь учились дети из многодетных семей, из далеких деревень. В 1982 году закрылась Гальшанская вспомогательная школа, и нас преобразовали в вспомогательную школу-интернат для детей с умственными ограничениями.

Знаете, у нас в 1998 году была встреча с первыми выпускниками нашего детского дома. И представляете, они приехали со всего бывшего Союза! Своих детей привозили. На встречу пришли даже самые первые преподаватели. Очень теплая встреча была.

Особенность нашего интерната в том, что здесь обучаются дети с умственной отсталостью первой и второй степени. Основная задача школы – это адаптация детей к последующей жизни в обществе. Поэтому результат нашей работы можно увидеть уже в средних и старших классах. Это большой труд тех, кто работает в начальных классах - там дети учатся общаться. Именно поэтому мы так рады, когда приезжают к нам гости. Непросто привозят что-то или деньги дают, а дают детям именно живое общение. К нам приезжают студенты, волонтеры, Дом милосердия. И, конечно, дети становятся раскрепощенными. Но надо учитывать и то, что каждый ребенок по-своему развивается: есть дети общительные по природе, есть похуже. Диагнозы в школе разные.

Наша методика преподавания сильно отличается от школьной. Главное, в нашей школе мы стараемся научить детей жить в будущем самостоятельно. А для этого у нас 53 педагога на 102 ребенка от 7 до 18 лет, и каждый взрослый старается найти что-то свое, чтобы достучаться до ребенка. Дети в разное время поступают в школу - и это тоже наша специфика. На первом месте у нас, конечно, трудовое воспитание. Трудовое обучение: самообслуживание, труд по содержанию животных, труд на пришкольном участке (у нас спонсоры из Италии недавно построили теплицы, мы там с весны уже будем работать), работа на ферме. Мы считаем, что они должны научится убирать за собой и вести в дальнейшем хозяйство, т.е. содержать семью. Как правило, наши воспитанники заводят семьи, рожают детей, т.е. живут нормальной жизнью. Самое сложное, это научить их пользоваться деньгами, распределять их в течении времени. Мы этому учим своих детей. У нас есть хороший кабинет социально-бытовой ориентировки (СБО), как раз здесь они учатся готовить, содержать дом, посылку оформить или письмо написать. Там есть вся бытовая техника, мы учим ее использовать. Мы то в маленьком городе находимся, и наши выпускники часто не видят новшеств даже в бытовом плане, те же самые пароварки, фритюрницы, соковыжималки.

За многие годы воспитатели находят подход к ребенку, в среднем дети здесь находятся 9-10 лет, и за это время мы стараемся обучить их многим техникам. Таким например, как соломоплетение, вышивка, вязание. Знаете, в последнее время всех захватило бисероплетение. У нас плетут и мальчики, и девочки. Мы стараемся усложнять работу. Детям нравится этим заниматься, чтобы их поощрять, мы устраиваем выставки – окружающее тоже впечатлены. Мы выставляли свои работы и в районе, и в области. А дети видят свою надобность. К нам приезжали итальянцы в апреле, к их приезду мы проводили ярмарку детского творчества. Устраивали выступления, готовили танцы и песни. Также на ярмарке можно было купить детские работы из бисера, вышивку за деньги. На вырученные деньги мы закупили нитки, бисер.

Вот сейчас приезжали волонтеры Дома милосердия. Это прекрасно. Нашим детям так нужно внимание и общение. Они очень благодарны за это. Вы не представляете, как они потом ждут следующего приезда. Самое главное, это не забывать о них. Они нуждаются в людях.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым