Доклад прот. Георгия Роя о мотивации православных христиан к социальному служению
В своем докладе я попытаюсь дать ответ на два основных вопроса нашей сегодняшней встречи. Первый вопрос: Какова внутренняя природа мотивации православных христиан к социальному служению вообще, и в частности к участию в решении проблемы распространения ВИЧ-инфекции? И второй вопрос: Что мешает реализоваться этой мотивации в реальной жизни? Ответы на эти вопросы предполагают аналитику современной ситуации жизни нашей Церкви и размышления над тем, какие шаги могут быть предприняты, чтобы активизировать участие православных общин, организаций, духовенства в решении тех или иных социальных задач. Аналитика и выводы основаны на моем личном видении проблемы, на опыте преподавания в Минских духовных академии и семинарии, а также на опыте священнического служения в Свято-Борисо-Глебском приходе д. Накрышки, Дятловского района, Гродненской области.
Истоки христианской мотивации к социальному служению.
Итак, каковы глубинные корни мотивации к социальному служению в Православной Церкви. Природа социального действия в православной традиции имеет исключительно религиозное основание. По большому счету не вполне верно говорить о некоей специальной мотивации христиан к социальному служению. Такого рода служение должно быть естественным выражением жизни Церкви в целом, и каждого христианина в отдельности. Отсутствие служения ближнему – признак серьезной духовной болезни христианина, христианской общины, христианского сообщества.
Конечно, главная задача Церкви - не земное благополучие человека, а достижение им Царствия Божия. Церковь в первую очередь заботиться о духовной стороне человеческого бытия и действительность социальная интересует ее ровно на столько, на сколько последняя может способствовать или препятствовать духовному совершенствованию личности. Но с другой стороны, сущность духовной жизни – не только в благодатном совершенствовании отдельных личностей, но и в преображении социальной действительности, которое может быть достигнуто деятельным и ощутимым участием в добре всех христиан. Евангельское совершенство, пример которого дал нам Иисус Христос, призвано охватить все стороны человеческого бытия, не только в личной жизни, но и в социальной жизни всего человеческого сообщества. Христианский долг бороться за достоинство человека и справедливость в обществе против лжи, порока, голода, болезней, нужды и нищеты. Заведомый отказ от борьбы был бы не христианским подчинением воле Божией, а фатализмом, за что христианскую веру справедливо могли бы упрекнуть в том, что она является «опиумом для народа».
Поэтому Церковь не может остаться безучастной и призвана активно проявлять себя в жизни общества, оказывать влияние на ее развитие, видя свое призвание в том, чтобы изменять мир, делать его более гуманным и более христианским. Здесь происходит своего рода взаимоотдача: формируя человека по образу и подобию Христа в его личной жизни, мы влияем тем самым на форму общественной жизни, которая, как известно, тоже создается людьми.
Очень важную роль играет здесь евангельская оценка человека, которая способна в принципе изменить весь склад человеческого мышления. С точки зрения евангельского учения, нет людей низкого и высокого происхождения, бедных и богатых, свободных и рабов. Евангелие проповедует высокую ценность каждого человека в физическом и духовном отношении, и это признание величия человеческой личности, безусловно, может стать основой и даже стимулом для социальных преобразований. Тот факт, что все люди равны перед Богом и у всех одни и те же права на спасение, достижение которого обусловлено также и социально, не может не оказать влияния на общественные взаимоотношения людей.
Возвещая истину о любви Божией к человеку, христианство призывает тем самым человека к ответной любви к Богу и ближнему. Евангелие совершает глубокий переворот в осознании людьми их отношения друг к другу. Заповедь любви к Богу и к ближнему дает всей жизни в целом и жизни общественной в частности более прочное основание, углубляет и укрепляет социальные связи между людьми. Связывая людей с Богом, эта заповедь связывает их между собой и, воспринимаемая всем нашим человеческим существом, она находит в результате ощутимый отклик в общественной жизни общества, вызывает в ней глубокие преобразования.
Евангельский призыв к деятельной любви предельно конкретен. От дел милосердия напрямую зависит вопрос вечного участия человека в жизни Бога. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». (Мф.25, 35-43) Осмыслению этого евангельского текста в православной традиции предается особое значение. Каждый год в одно из воскресений, предшествующих Великому посту, это евангельское чтение звучит за Литургией и становиться предметом размышлений общины.
Проблемы и перспективы в выстраивании социальной работы церковных общин на современном этапе.
Естественным образом возникает вопрос, насколько эти богословские интенции нашли и находят свое практическое выражение в жизни Православной Церкви. Ложным стереотипом я бы назвал мнение о том, что социальная деятельность Православной Церкви в исторической перспективе была гораздо менее развита, чем социальная работа иных христианских конфессий. Здесь достаточно вспомнить традицию монастырского милосердия, церковные больницы, школы, детские приюты, странноприимные дома и пр. Одним словом все то, что было неотъемлемой частью церковной жизни вплоть до самого момента возникновения трагического разрыва церковной традиции. Два последних десятилетия жизни Православной Церкви характеризуются прежде всего всесторонним возрождением церковной жизни. Первой задачей после обретения Церковью свободы было восстановление инфраструктуры, необходимой для становления и развития церковных общин и организаций. Сейчас, думается, этот этап уже пройден и задача во многом достигнута. Теперь на первый план выходит задача эффективной организации общин, ставиться вопрос об их функциях: церковной, миссионерской, социальной. Критериями определения эффективности работы того или иного прихода, благочиния, епархии, конкретного священника и епископа становится не только и не столько то, как быстро были построены или восстановлены церковные здания, но на первый план выходят показатели внешней церковной и социальной активности приходов и епархий. Теперь мы имеем дело с зарождением новых и возрождением старых форм и традиций социального служения церкви. На мой взгляд, эти тенденции по-особому стали проявляться примерно в последние 5 лет нашей жизни. И причиной тому – новая генерация священнослужителей Православной Церкви, вышедших на свое церковное служение с новым видением роли церкви в обществе. Мощный импульс этому движению придает деятельность нового Патриарха Русской Церкви - Святейшего Кирилла, который и в своих официальных заявлениях, и в проповедях, и в выступлениях и в конкретных действиях неоднократно подтверждал, что в современной жизни Церкви на первый план ставиться миссия и социальная работа.
Сейчас, как кажется, церковное сообщество активно накапливает опыт социальной работы в различных сферах: реабилитация, работа с людьми с ограниченными возможностями, работа в тюрьмах, в больницах, работа с детьми, лишенными родительской опеки, образовательные и экологические проекты, взаимодействие с армией и пр. Такая работа перестает быть теперь единичными примерами столичных приходов или приходов областных центров и переходит на уровень благочиний и рядовых церковных общин на всей территории нашей страны. Думаю для того, чтобы оценить реальный вклад церковных общин в социальную работу нужно проводить специальный мониторинг по отдельным благочиниям и епархиям. На т.н. низовом приходском уровне собственными силами прихода, иногда с привлечением спонсорской помощи, осуществляется огромное количество эффективных социальных проектов местного значения. Сама эта работа и достигнутые результаты, как правило, не афишируются и остаются известными в рамках приходов или благочиний.
При всем этом в организации социальной работы нашей церкви есть существенные недостатки, а порой и локальные провалы. На сегодняшний день нельзя назвать ни одной епархии БПЦ, которая бы целенаправленно и организованно проводили в жизнь спланированные социальные проекты. К сожалению, до сих пор вся социальная работа нашей Церкви зиждется на личной инициативе отдельных священников и рядовых христиан. По этой причине социальная работа не носит целостного характера, не имеет своей структуры, не достаточно организована, раздроблена на множество отдельных инициатив, нерегулярна. Из этого вытекает и другая организационная проблема – недостаток финансирования социальных инициатив. Собственных средств общин хватает, как правило, лишь для осуществления единичных действий. Спонсорская помощь также не регулярна. Часто возникает проблема участия в том или ином направлении социальной работы квалифицированных специалистов. Волонтеры церковных общин не имеют необходимых знаний и опыта. Сталкиваясь с труднопреодолимыми проблемами, волонтеры часто разочаровываются в самом деле или же в своих способностях и охладевают к такого рода служению. Огромная проблема – отсутствие опыта в организации и проведении социальных проектов. Многие, образно говоря, заново «изобретают велосипед», а возникающие трудности, отбивают желание заниматься социальными проектами в дальнейшем. Очевидна необходимость создания некоей площадки, где активные в социальном служении священники и миряне могли бы регулярно встречаться и обмениваться опытом социальной работы. Важно проводить в жизнь и образовательные программы, направленные на подготовку волонтеров церковных общин к тому или иному направлению социальной деятельности.
Об участии церковных общин в решении проблемы распространения ВИЧ.
Остановимся более подробно на проблеме ВИЧ/СПИД. Почему же религиозные организации не активно включаются в решение проблемы ВИЧ/СПИД?
На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, недостаточная информированность священнослужителей по этой проблеме. В повседневной действительности рядовому священнику не так часто приходится сталкиваться с ВИЧ-положительными людьми. Во-вторых, эта проблема всегда рассматривается священником в контексте многих других более актуальных для данной конкретной общины проблем: алкоголизм, раковые заболевания, социальное сиротство… Все это то, с чем священник и верующий христианин сталкивается ежедневно. Проблема ВИЧ в контексте этих проблем не кажется первостепенной. В третьих, действительно в церковной среде можно встретиться с проблемой боязни какого бы то ни было контакта с ВИЧ-положительными людьми и проблемой крайней стигматизации темы ВИЧ/СПИД, когда распространение ВИЧ-инфекции воспринимается исключительно как заслуженная кара за грех, а люди, имеющие ВИЧ, воспринимаются как грешники, несущие заслуженное наказание. Этот третий фактор, на мой взгляд, далеко не является основной причиной, сдерживающей церковные общины от активного участия в решении проблемы распространения ВИЧ. Его нужно рассматривать, скорее, как некое исключение. Но, все же, он имеет место быть в церковной жизни. Назовем также и четвертый сдерживающий фактор. У православных вызывают явное неодобрение и критику формы и методы борьбы с распространением ВИЧ, практикуемые некоторыми светскими организациями. Например, христиане, уверен не только православные, за пропагандой использования презервативов, видят пропаганду разврата. Это, конечно же, не способствует взаимному доверию и взаимодействию светских организаций, занимающихся проблемой ВИЧ, и организаций религиозных.
Моя субъективная оценка возможности привлечения церковных общин
в решение проблемы распространения ВИЧ оптимистична. Думаю, в каждом районном центре Беларуси, можно найти среди церковных общин партнера по осуществлению взаимодействия в работе с ВИЧ-положительным движением. Большинство православных общин и большинство отдельных священнослужителей открыты для диалога с ВИЧ-положительным движением. Самое важное, на мой взгляд, показать актуальность этой проблемы для нашего общества и помочь церковному сообществу ближе познакомиться с этой темой.
Подготовка семинаристов к социальному служению.
В заключение своего выступления хотелось бы проиллюстрировать, как в Минской духовных академии и семинарии обстоят дела с подготовкой семинаристов, будущих священнослужителей, к социальному служению.
Минская духовная семинария - высшее духовное учебное заведение Белорусской православной церкви, в котором получают богословское образование будущие священнослужители. Семинария осуществляет свою деятельность с 1989 года. За это время богословское образование и пастырскую подготовку получили более 500 выпускников, осуществляющих свое служение в Беларуси и за ее пределами. На сегодняшний день в МинДС обучаются около 300 студентов на очном и заочном отделениях. Учебный план семинарии включает в себя преимущественно богословские и пастырские дисциплины.
На сегодняшний день перед духовными учебными заведениями РПЦ, в том числе и перед МинДС, стоят задачи реформирования богословского образования и адаптации его к насущным задачам жизни Церкви и общества. Одной из первоочередных задач современной жизни Церкви следует назвать и христианское социальное служение. Минувшие два десятилетия религиозной свободы в нашей стране были по преимуществу временем восстановления церковной инфраструктуры: строились храмы и монастыри, открывались духовные учебные заведения, учреждались православные братства и сестричества. В соответствии с этим задачей духовной школы была общая подготовка священнослужителей. Пройдя этот необходимый этап своего развития, церковное сообщество постепенно стало осознавать свою новую роль в жизни общества, пришло к необходимости выстраивания социальной работы по многим направлениям. Исходя из этого, теперь несколько иначе формулируются и задачи в деле образования будущих священнослужителей. Духовная семинария от общего богословско-пастырского образования постепенно переходит к специальной подготовке. Одно из направлений такой образовательной работы – социальное служение.
С 2004 года в курс дисциплин, преподаваемых в семинарии, было введено несколько предметов (миссиология, социальное учение православной церкви), в которых так или иначе рассматривается социальная проблематика. Одна из задач этих курсов – ознакомить студентов с имеющимся спектром наиболее актуальных и злободневных социальных проблем, предложить некие общие направления работы церковных общин на пути их решения и мотивировать студентов на такого рода служение. К сожалению, обсуждение этих тем преимущественно носит обзорный, теоретический характер. Очевидна необходимость более углубленного рассмотрения, основанного на непосредственном изучении практической работы в той или иной сфере социального служения.
Конечно же, знакомство студентов семинарии с социальными задачами и проблемами не ограничивается лишь рамками преподаваемых дисциплин. Студенты семинарии имеют возможность проявить свою инициативу в той или иной форме социальной работы. На сегодняшний день наиболее успешный социальный проект нашей семинарии – работа с детьми-сиротами. На базе МинДС уже более пяти лет действует братство имени прп. Ефорсинии Полоцкой, деятельность которого направлена на поддержку воспитанников детских домов и приютов. Еще одно направление работы – взаимодействие с обществом Анонимных Алкоголиков. В Жировичах прошло уже несколько общереспубликанских форумов АА. Студенты имели возможность непосредственно ознакомиться с принципами деятельности этой организации и более углубленно изучить специфику работы с людьми страдающими алкоголизмом.
Проблема ВИЧ/СПИД также небезызвестна студентам семинарии. Эта тема рассматривается в рамках курса Социальное учение Православной Церкви в духовной семинарии и более углубленно изучается в духовной академии. На изучение проблематики ВИЧ/СПИД согласно учебному плану духовной семинарии выделяется два академических часа. Студенты знакомятся с общей проблематикой темы, со статистикой заболевания по Беларуси, с церковными рекомендациями по работе с ВИЧ-положительными людьми, в частности бегло рассматривается документ «Концепция участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИД», с духовными, психологическими и социальными проблемами ВИЧ-положительных людей. Особый акцент делается на пастырские рекомендации с тем, чтобы в будущем священник мог адекватно действовать при соприкосновении в церковной жизни с ВИЧ-положительными людьми.
В 2009 году один из выпускников МинДС успешно защитил дипломную работу на тему: «АНАЛИЗ ОПЫТА МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМИ И БОЛЬНЫМИ СПИДом». В том же 2009 году Минскую духовную семинарию посетили представители ВИЧ-положительного движения. С согласия администрации духовной семинарии была организована встреча активистов движения со студентами 2-го курса МинДС, после чего состоялась общая трапеза.
Тема ВИЧ/СПИД не безинтересна студентам.
Как правило, на каждом курсе в каждом учебном году при обсуждении этой темы возникают острые дискуссии, что, с одной стороны, говорит о заинтересованности студентов, с другой же, свидетельствует о невысоком уровне информированности в данной проблематике. Можно констатировать у студентов, приходящих в Семинарию, наличие целого ряда сложившихся устойчивых стереотипов в отношении темы ВИЧ/СПИД. Прежде всего, это касается:
А) оценки самого явления ВИЧ/СПИД, как некоей Божьей кары, ниспосланной за грехи,
Б) сомнений относительно возможности допускать к полноценной церковной жизни людей живущих с ВИЧ.
Эти две проблемы, как кажется, и являются основными барьерами для выстраивания правильной мотивации на общение и работу с ВИЧ-положительными людьми как для многих священников, семинаристов, так и для рядовых христиан.
Тренинг "Разработка стратегии по повышению. активности вовлечения религиозных сообществ в ВИЧ проблему" (15 июня, 2010 г, Минск)
|