|
Ленточки на лацкане
Ленточки
на лаикане теперь очень распространены на Западе. Розовая - знак
борьбы с раком груди. Красно-бело-синяя - символ поддержки Америки.
Зеленая - признак симпатии к ирландским республиканцам. Голубая
- за свободу слова в Интернете. Но все началось с красной ленточки,
обозначавшей: я знаю о проблеме СПИДа, и эта проблема меня глубоко
волнует.
ТАК
СОЗДАВАЛСЯ СИМВОЛ: 1991 ГОД
У
Патрика О'Коннелла красная ленточка есть на любой детали гардероба.
А еше у него есть СПИД. Он говорит: "Я не умираю от СПИДа, я со
СПИДом живу. Не только благодаря собственным усилиям, но и потому,
что мы поотоянно привлекаем к себе внимание". Он сидит на диване
в своей квдартире в Нью-Йорке - художник, иссушенный болезнью,
но жадный до жизни. В 1991-м он стал директором-основателем группы
"Визуальный СПИД" (Visual AIDS), в которую вошли артисты и художник,
решившие использовать свое искусство в качестве оружия против
ВИЧ-вируса, убившего многих их друзей. Рядом с ним на диване Алан
Фрейм, фотограф, один из полутора десятков членов "Визуального
СПИДа", встретившихся в арендованной галерее для дого, чтобы придумать
нечто, что могло бы заставить людей задуматься о СПИДе.
ПЕРЕД
ЛИЦОМ СМЕРТИ
"У нас не было выбора. Нам нужно, было что-то делась с нашей профессиональной жизнью, - говорит Патрик О'Коннелл. - Было такое ошушение, что СПИД просто стер с лица земли артистическую тусовку на востоке (США). Наши коллеги умирали по всей стране". И тогда - на фоне общественного безразличия и страха - художники-reи решили сделать так, чтобы СПИД больше не оставался незамеченным.
"Мы подумали о ленточках, - говорит Алан, - потому что только что закончилась война в [Персидском] заливе, и американцы в маленьких городках, желая как-то выразить свои чувства к солдатам, повязывали всюду желтые ленты. И тогда перед нами встал вопрос: а какого цвета должна быть наша лента, и что с ней делать?" Остановились на красном.
"Мы постепенно отвергали другие цвета, потому что у них уже были символические ассоциации. А еще потому, что красный - такой живой, такой взывающий к вниманию".
Это цвет крови, напоминаю я. "Да, и это тоже, - говорит Патрик, - и еще цвет страсти.
ПОДДЕРЖКА ИСКУССТВА
Галстук-бабочку
они отвергли. А на последующей встрече решили, что дизайн нового
символа должен напоминать что-то из иконописи. У Патрика были
знакомые на Бродвее. Они сделали три тысячи ленточек и привезли
их в театр, где шла церемония награждения премиями "Тони". И когда
один из ее участников выступил по национальному телевидению, на
его лацкане ярко выделялась красная ленточка.
"Мы были поражены,
- говорит Алан. - Мы знали, что проект хорош, но как мы могли
убедить людей носить ленты? А на "Тони" они все их надели. И это
было просто потрясающе. Мы не могли в это поверить". Красная ленточка
быстро стала прекрасным символом ужасной болезни - появились рубиновые
ленточки для знаменитостей, ленточки на футболках, будильниках
и даже на спортивных трико.
Но "Визуальный СПИД" не заработал
денег ни на красных, ни нa каких других ленточках. "Вся суть проекта
в том,что он самовоспроизводится. Ленточку ведь так легко свернуть в колечко, - говорит Патрик.Мы не ставили себе задачу собирать на
этом средства и потому сознательно решили не регистрировать торговую
марку".
|
ПОДХВАЧЕННАЯ ИДЕЯ
"Мы и представить не могли, как все будет, - добавляет Алан. - Мы просто об этом не думали". Сейчас 15 художников, придумавших красную ленточку, работают по отдельности. "Мы сошлись буквально на один момент, - объясняет Алан. - Проект "красная лента" был последним из наших обших. И это великолепно - быть одним из участников этой постмодернистской работы, ставшей настоящей вехой".
"Трудно гордиться тем, что появилось на свет благодаря такой горечи и такой скорби, - говорит Патрик. - Я бы все отдал. Я готов вернуть все это внимание, только бы не было этих десятилетий СПИДа. Все эти люди, умирающие такими молодыми, все эти талантливые люди... Сейчас я знаю только одного живого человека, с которым познакомился, когда мне было немного за двадцать..."
Найджел Ренч
ПЕТЕЛЬКА ЦВЕТА КРОВИ
ГЛенточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа. Этот значок украшал лацкан костюма принцессы Дианы, принимавшей участие не только в благотворительных вечерах и Днях борьбы со СПИДом, но и в судьбах отдельных ВИЧ-инфицированных. Такую ленточку имеют участники митингов и процессий в память умерших от СПИДа.
Этот символ всемирного антиспидовского движения придумал художник Франк Мур в апреле 1991 года. Первоначально алая ленточка, приколотая на груди, означала принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа. Ее носили, в частности, члены благотворительной организации Visual AIDS, в которую входили художники и другие люди искусства, стремившиеся направить свои объединенные творческие силы на борьбу с эпидемией. В ноябре 1991 года в Великобритании на концерте, посвяшенном памяти Фредди Меркьюри, алую ленточку надели 70 тысяч поклонников музыканта. Очень скоро красная ленточка, свернутая в своеобразную петельку, стала всемирным символом борьбы со СПИДом и солидарности с теми, кого затронула эта проблема.
По материалам ВВС, Radio4, русскоязычной прессы.
От
редакции: В реалиях постсоветского пространства, разумеется, доминируют
свои цветовые символы и пристрастия. Так, красный у большинства
людей старшего поколения ассоциируется с цветом пролетарской борьбы,
Октябрьской революции (большевистского переворота, по терминологии
многих нынешних историков). С красными знаменами и бантами на
груди советские люди ходили на праздничные демонстрации; красные
ленточки на мужских головных уборах были атрибутом гражданской
войны, красные косынки женшин - символом их "раскрепощения" в
годы коллективизации и индустриализации. В конце 1980-х в Беларуси
начали носить бело-красно-белые ленточки как символ независимости.
Киевский майдан прошлого года украсил многих оранжевыми ленточками
и шарфами...
Но петелька цвета крови на лацкане актуальна для жителей всех постсоветских стран не меньше, чем для остального мира, ведь проблема ВИЧ/СПИДа имеет глобальный характер.
<<
назад | содержание
| далее >>
|