|
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
СЕСТРИЧЕСТВО
МИЛОСЕРДИЯ прп. Евфросинии игумении Полоцкой прихода иконы
Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ
ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут."
Мат. 5, 7
"Не смотря на все их недостатки,
Люди больше всего достойны любви…"
Гете
Опека
детей, имеющих нарушения развития, представляет одно из направлений
работы сестричества с момента его основания. Первоначально оно
возникло и развивалось как индивидуальная работа с ребенком на
дому, где большое участие принимали учащиеся Воскресной школы
- сверстники. Сестры посещали детей, духовно окормляли их и обеспечивали
физический уход, помогали родителям в воспитании ребенка.
В дальнейшем
были учтены особенности больных детей, их развития и с 1997 года
появилась возможность проведения специальных еженедельных занятий
в здании Воскресной школы с детьми, заболевание которых можно
оценить как средний уровень тяжести. Это связано с тем, что дети
с легкими отклонениями в физическом развитии имеют больше возможностей
в организации своей жизни. При приеме в группу, кроме состояния
болезни, учитывалась также реальная возможность транспортировки
ребенка.
В состав группы
вошли дети, страдающие детским церебральным параличом без интеллектуальной
недостаточности. Заболевание характеризуется парциальным поражением
центральной нервной системы, главным образом, двигательных центров.
У детей существуют проблемы с восприятием пространства, дизграфические
расстройства и др. Социальная ситуация развития определяется суженым
кругом общения, возможным госпитальным синдромом, спецификой семейного
воспитания, что может стать причиной дополнительных личностных
проблем, вторичной инвалидизации.
Программа занятий
учитывала особенности детей, их жизненной ситуации, специфику
самого заболевания. В нее вошли направления:
- Духовное просвещение и воцерковление;
- Социализация;
- Физическая реабилитация;
- Работа с родителями;
Духовное просвещение
и воцерковление заключается в преподавании основ православной
веры, "что является жизненно необходимым для нормального бытия
человека как носителя образа и подобия Божия" (Митрополит Филарет).
Закон Божий разъясняется в доступной для детей форме, дополненный
детскими рассказами, сказками (включая аудио, видео), песнями,
стихами. С родителями проводятся беседы по вопросам, которые особенно
их волнуют: почему болеют дети, порядок богослужения, воспитание
детей, конфессии и др. Для проведения бесед приглашаются также
священники, выпускники Школы катехизаторов. Дети и родители посещают
Богослужения, участвуют в таинствах Исповеди и Причастия, Соборования,
принимают участие в паломнических поездках, организованных сестричеством.
Когда мы говорим
о социализации детей-инвалидов, то имеем ввиду необходимость помочь
им понять ту систему знаний, норм и ценностей, которая позволила
бы им чувствовать себя полноправными членами общества. В настоящее
время вряд ли можно говорить о существовании широких возможностей
для человека, имеющего ограничения в состоянии здоровья (учеба,
труд, общение). Совместные с другими детьми занятия возмещают
ограниченность в социальных контактах, сглаживают острое переживание
своего одиночества, непохожести.
Обучение рисунку
имеет целью не столько развитие профессиональных навыков, сколько
восстановление ограниченного потенциала детей в связи с их болезнью.
Здесь речь идет о развитии мелкой моторики руки, координации движений,
восприятия пространства и др. На занятиях дети занимаются также
лепкой, шнуровкой, аппликацией.
Большую ценность
в этом смысле представляет также пение. Это и воцерковление, и
возможность сделать что-то самостоятельно, и участие в жизни других
людей. Совместно с педагогом дети разучивают праздничные тропари,
кондаки, молитвы, песни духовного содержания, народные песни,
детские песни. Рождественские и пасхальные сестрические праздники
проходят обязательно с их участием, они приглашаются также на
утренники приходской Воскресной школы. В будущем они будут приглашены
для поздравления больных протезно-ортопедического госпиталя, также
опекаемого сестричеством.
Физическая реабилитация
предполагает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных
на восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности
больных детей. Занятия лечебной физкультурой оказываются эффективными
даже если проводятся только раз в неделю. Улучшается самочувствие
детей, их двигательные навыки, дети физически крепнут.
Работа с родителями
имеет целью воцерковление, духовную поддержку и ведется параллельно
с детьми. Вместе с детьми они посещают выставки, выезжают в Ботанический
сад, за город. Родители находят друг в друге единомышленников.
Проведение занятий
в значительной мере облегчается наличием помещения, транспорта.
Оборудование гимнастического зала, покупка необходимой литературы
и канцелярских товаров стало возможным при поддержке прихода,
Круглого Стола по межцерковной помощи в Республике Беларусь, благотворителей
и жертвователей сестричества.
|