10 вопросов, которые могут спасти жизнь
Задавая эти вопросы в беседе с женщиной, которая собирается сделать аборт, можно надеяться на то, что ее удастся переубедить совершать роковой и непоправимый поступок в ее жизни. Это не универсальная методика, могут быть и другие варианты. Опытные консультанты говорят, что очень часто подобная беседа дает результаты.
Рассказывают случай, когда психолог смог переубедить женщину делать аборт, задавая ей один только вопрос. К психологу, который работал в клинике и вел беседы с женщинами с целью отговорить их от аборта, пришла молодая женщина и сказала, что ее бесполезно переубеждать. Ее бросил парень, когда узнал, что она ждет ребеночка, от нее отвернулись все родные. Ей некуда пойти. Она никому не нужна. Ее никто не любит. «Нет, - ответил консультант, - есть человек, который вас любит, есть человек, которому вы нужны. Кто этот человек?» Они беседовали 3 часа. Женщина перечисляла всех родственников и знакомых, но никто из них не принял бы ее, она действительно никому из них не была нужна». Но психолог по-прежнему повторяла вопрос: «Нет, есть человек, который тебя любит, есть человек, которому ты нужна. Кто этот человек?». И тут эта женщина обняла свой животик и воскликнула: «Мой ребенок! Он меня любит! Ему я нужна!» Она не просто сохранила ребенка, она обрела новый смысл своей жизни. На беседу с психологом шел разбитый, отчаявшийся в жизни и людях человек, а вышел - обретший свое счастье.
Но чаще бывают случаи, когда с женщиной нужно беседовать на разные темы. Ей нужно показать, что ситуация и обстоятельства, которые ее толкают на этот шаг не такие безвыходные, как ей это кажется.
Мы предлагаем нашим читателям познакомиться методом, который во многом эффективен и проверен практикой. Каждому из нас хоть раз в жизни приходиться сталкиваться с ситуацией, когда знакомую или родственницу надо отговаривать от непоправимого поступка в своей жизни. Это метод диалога, беседы, которая ненавязчиво выстраивает в сознании истинную иерархию жизненных ценностей и помогает выйти из того мысленного тупика, в котором находится сознание женщины.
1. Как Вы представляете сейчас ребенка, которого Вы носите?
Этот вопрос важен потому, что в момент принятия решения об аборте сознание женщины часто бывает намертво привязано к жизненным обстоятельствам, вынуждающим ее сделать аборт, и она не видит больше ничего. Психологи называют это состояние «тоннельным сознанием». Когда же мы спрашиваем женщину, как она представляет ребенка, она должна обратиться не к обстоятельствам, которые толкают ее на этот шаг, а к тому, от кого она хочет избавиться. В ответ на этот вопрос могут быть разные реакции. К примеру: «Я не хочу об этом думать» или «Я вообще его никак не представляю». Для того, чтобы пойти дальше таких ответов и все-таки обсудить интересную тему, – развитие внутриутробного ребенка на этом сроке, достаточно простой человеческой чуткости.
Но иногда бывает полезно жестко отреагировать на такие слова: «Понятно, что Вы не хотите об этом думать, но от этого ребенок не перестает быть человеком. От того, что Вы закрываете от себя эти размышления, ничего не меняется».
После вопроса о развитии ребенка женщина может погрузиться внутрь себя, и хотя вряд ли она хорошо себе представляет с медицинской точки зрения, как развивается ребенок именно сейчас, но она уже начинает обращаться к нему как к отдельному человеку. Можно рассказать ей, как развивается ребенок на этом сроке. Некоторым бывает достаточно увидеть на УЗИ, как шевелиться их дитя или услышать его сердцебиение, чтобы принять решение сохранить ребенка.
2. Какое имя Вы бы дали Вашему ребенку? Кого Вы больше хотите, мальчика или девочку?
Эти вопросы также помогают женщине переключиться на ребенка, немножко помечтать.
3. Чем этот внутриутробный ребенок отличается от Вашего старшего ребенка?
Этот вопрос можно задавать женщинам, у которых уже есть дети. «А чем ребенок, которой еще не родился, для Вас отличается от того, который уже родился?». Дальнейший разговор может превратиться в интеллектуальную беседу на тему того, что этот еще не человек, а тот уже человек. Эту дискуссию стоит возвращать в первоначальное русло, т.е. продолжать сравнивать этих двоих детей: «А Вы, когда ждали старшего ребенка, Вы его тоже воспринимали как «ничто», которое когда-то родится и станет кем-то? Кем был для Вас первый ребенок, когда Вы его ждали? Когда он, по-вашему, стал человеком? А этот чем от него отличается? Вы как того ребенка когда-то ждали, так и этого сейчас ждете, он такой же». Можно сформулировать этот же вопрос иначе: «А с первым ребенком у Вас все было безоблачно? Довелось ли Вам преодолеть какие-то трудности ради того, чтобы он родился?». Как правило, и с предыдущим ребенком женщине приходилось решать немало проблем, если не во время беременности, то после рождения ребенка. Возможно, окажется, что ради ребенка она многим жертвовала. И возникает следующий вопрос: если она в принципе способна сделать что-то для своего ребенка, может ли она хоть какую-то малость из того, что она сделала для старшего, сделать и для младшего?
А потом, когда она увидит его, когда встретит, то ее радость окупит все затраты, ей уже захочется о нем заботиться.
«Представьте себе, что этот ребенок уже родился, и Вы его взяли на руки».
Если бы ребенок родился, многие женщины уже не смогли бы от него отказаться. Фактически аборт является отказом от ребенка. Аборт происходит, если ребенок есть, а женщина отказывается пускать его в свою жизнь. Во многом по причине того, что она его не знает. Когда женщина берет ребенка на руки, она уже не может сказать ему: «Нет, я не хочу, чтобы ты в моей жизни был, потому что тебя придется кормить». Суть в том, что женщина не может себе представить, чтобы она отказалась от рожденного ребенка, и задача в том, чтобы она представила себе своего внутриутробного ребенка уже родившимся, потому что он когда-то таким станет.
4. Хотите ли Вы иметь детей?
Это вопрос очень тонкий и очень сложный. Его нужно задать вовремя, с большим тактом и вниманием к женщине. Ведь можно задать его и небрежно: «Ты вот хочешь сделать аборт? А ты вообще-то хочешь иметь детей?» Может последовать социально-шаблонный ответ: «Да, вообще хочу – я нормальная женщина. Но сейчас мешают обстоятельства».
Поэтому этот вопрос должен быть задан вовремя и очень деликатно, чтобы избежать социального штампа. Его цель - дать ей возможность задуматься в целом над своей жизнью, над своим будущим. Надо дать ей представить свою жизненную перспективу, расставить жизненные ценности в должной иерархии, задуматься над тем, что в ее жизни более значимо, а что нет. Тогда она не будет привязана конкретно к этой жизненной ситуации, которая у нее сейчас складывается и из-за которой она хочет сделать аборт. Она подумает о себе как о человеке и как о женщине. Она вообще хочет иметь детей? Чем будет наполнена ее жизнь? И тогда этот взгляд не ее жизнь в перспективе поможет ей понять, что на самом деле она хочет иметь детей. И это может сыграть в пользу конкретного ребенка.
Отвечая на этот вопрос, женщина может проговориться про свои страхи, про отвержение женственности, про бунт против своей женской роли и что-нибудь еще. Ее можно выслушать, обсудить какие-то важные моменты, помочь избавиться от каких-то страхов или стереотипов.
5.Что Вам мешает родить ребенка?
Теперь мы даем возможность женщине поговорить о тех обстоятельствах, которые толкают ее на аборт. Это очень важный вопрос, потому что эти обстоятельства нужно обязательно с ней обсудить. Дать возможность ответить на этот вопрос развернуто, рассказать о проблемах, страхах, сомнениях, из-за которых она задумалась об аборте. Нужно чутко и внимательно выслушать ее, ведь эти проблемы для нее действительно серьезны, даже если Вам они и не кажутся таковыми. Возможно, Вашей собеседнице станет легче просто от того, что Вы ее выслушали с пониманием. После этого необходимо дать ей возможность посмотреть на проблемы с другой точки зрения, так как, скорее всего, она настолько на них сосредоточена, что не видит никаких других вариантов решения, кроме аборта.
Можно спросить ее: «А как должна измениться ситуация таким образом, чтобы Вы решились родить ребенка?» И обсудить вместе с ней, что можно сделать для того, чтобы приблизить эту ситуацию, и готова ли она при изменённых обстоятельствах родить ребенка? Надо попробовать обсудить с ней разные варианты решения проблемы. Могут найтись гениальные и простые решения.
Многие проблемы являются на самом деле иллюзорными, и для стороннего наблюдателя и для собеседника ясно видна их надуманность, необоснованность. Женщине перед абортом ее жизненные сложности кажутся гораздо более страшными, чем они есть на самом деле. И собеседник может попытаться дать ей это увидеть, вывести ее из состояния «тоннельного сознания». Есть женщины, которые из-за недовольства жизнью аргументируют аборт нежеланием доставлять ребенку неприятности. Они говорят: «Он будет без отца, или в нищете, или его ожидают какие-либо другие трудности. На эти аргументы существует достаточно жесткое возражение, иногда оно помогает. «А если бы сейчас Ваш ребенок мог бы подать голос, мог бы сам своей судьбой распоряжаться, то, как Вам кажется, что бы он ответил? Что он предпочтет – вот эту жизнь с неурядицами или чтобы его не было вообще? Как вам кажется, что бы он хотел?» Тут опять мы оживляем ребенка в глазах его мамы, так как одна из основных проблем аборта – это то, что женщина не воспринимает его как отдельного человека. Она его воспринимает как обстоятельство своей жизни. И этим вопросом мы открыто ставим перед ней эту альтернативу: мы называем аборт не медицинской операцией, а лишением ребенка жизни. Не напрямую проповедуем, что это убийство, а косвенно указываем на это, спрашивая: «Хотелось бы ему жить плохо или не жить вообще?»
5. Почему Вы считаете, что имеете право сделать аборт?
Можно задать и такой глубокий вопрос. Это на самом деле очень широкая тема. Разговор может повернуться в разные направления, в зависимости от того, что ответит женщина. Она может сказать: «Это юридически разрешено». Дальше можно задать вопрос: а считает ли она, что все, что юридически разрешено, является нравственно допустимым? Да, после аборта, в тюрьму ее, конечно, не посадят. Но вот с нравственной точки зрения, как ее поступок будет выглядеть для нее же самой? Беременная женщина может ответить: «Но я же могу распоряжаться своим телом!» Тогда можно спросить: «А почему Вы уверены, что это полностью Ваше тело? Вы уверены, что именно у этой части Вашего тела такой же пол, как и у всего остального Вашего тела? А где Вы видели части тела, которые были бы с другой группой крови, чем все остальное тело?» Наконец, к чему все это говорится: «Так Вы уверены, что это ваше тело? Не является ли случайно это телом какого-то другого человека, хотя оно и расположено внутри Вас?»
Верующим людям этот вопрос можно задать таким образом: «Чей это ребенок?» Закономерная реакция – мой и моего мужа, конечно же. Но для верующего человека можно напомнить, что на самом деле это Божий ребенок. Просто он вверен вам на какое-то время, чтобы вы о нем заботились. И нельзя вот так просто распоряжаться не своим. Верующий человек должен вспомнить, что ребенок ему не принадлежит и что за то, что он сделал с ребенком, который был дан ему на время для воспитания и заботы, за судьбу этого ребенка он будет отвечать перед Богом. И на Страшном Суде будут спрашивать не о том, какая марка была у мобильного телефона ребенка, и были ли у него отдельная комната, модная одежда и прочее.
Можно задать ей такой вопрос: «Вы представьте себе, что Вы умерли – это в любом случае когда-нибудь случится. И после смерти Вы встретились с ребенком, с этим ребенком. Он говорит: «Мама, а за что ты не дала мне жить?» И что Вы сможете ему ответить? Думаете, объяснения, которыми Вы сейчас оправдываете себя, для него прозвучат убедительно? Или Бог спросит: «Зачем же ты это сделала?» А для Бога эти объяснения будут значимыми? Будут ли они действительно являться оправданием?
6. Как Вы представляете процедуру аборта, известно ли Вам что-нибудь о ее последствиях?
Тут можно рассказать о том, что она-то, конечно, будет под наркозом, но … Во-первых, это операция, проводимая вслепую. Многие думают, что во время аборта врач видит все, что делается внутри. Но ведь аборт – это не полосная операция, когда, к примеру, разрезается живот и все видно. В случае аборта инструмент вводиться в полый орган, который находится внутри тела. Врач делает операцию под контролем УЗИ и фактически на ощупь. Аборт как причина бесплодия составляет в нашей стране до 41 %, после аборта частота самопроизвольных выкидышей увеличивается в 8 – 10 раз. Около 60 % первородящих женщин в возрасте старше 30 лет страдают невынашиванием беременности в связи с предшествующими многочисленными абортами. У 38% пациенток после искусственного аборта на протяжении, как минимум, двух месяцев не может нормализоваться менструальный цикл. После рассказа женщине о медицинских последствиях аборта, можно спросить у нее, известно ли ей, что бывают не только физические, но и душевные последствия аборта?
Знаком ли ей такой термин, как «постабортный синдром»? Тут можно повести беседу таким образом: «Наверняка у Вас есть знакомые разных возрастов. Знаете ли Вы пожилых женщин, которые делали аборт много лет назад? Как они сейчас оценивают те обстоятельства, которые вынудили их сделать аборт: считают ли они эти обстоятельства действительно значимыми или нет? Что они переживают сейчас в душе?» Можно порекомендовать Вашей собеседнице откровенно поговорить с такой женщиной, возможно, даже дать контакты какой-то своей знакомой, которая согласится рассказать о своем печальном опыте.
Или если Вы сами пережили подобное, было бы неплохо честно и открыто рассказать о том, что было с Вами. В житейском смысле может аборт воспринимается нами как бытовое, обыденное событие. Но очень важно, как это событие видится спустя годы, когда жизнь подходит к концу. Чтобы женщина задумалась о том, чего она на самом деле хочет – в ближайшие полтора года плохо спать по ночам, вставая к своему ребенку, или потом всю жизнь страдать из-за муки совести и плохо спать из-за воспоминаний и кошмаров.
7. Задумывались ли Вы когда-нибудь, кому выгодно, чтобы массово совершались аборты?
Для интеллектуальных людей уместен и такой вопрос: «Вы, наверное, знаете, у нас это обычная процедура, - говорим мы ей, - хотя бы раз жизни большинство женщин к этому прибегало. По статистике совершается несколько тысяч абортов в день. Задумывались ли Вы когда-нибудь, кому выгодно, чтобы это было так?»
С верующей женщиной можно затронуть тему стараний сатанинских сил пленять человеческие души. Причем тут можно сказать, что не столько за душу ребенка идет борьба, а преимущественно за душу матери. Потому что все-таки решение об аборте – это очень суровое, жестокое решение, которое останется на совести женщины.
Но есть и практические аспекты из мира житейского. Абортивное сырье – это плацента и стволовые клетки, и это очень дорогое сырье, которое широко используется, и добывать его нужно в промышленных масштабах.
Конечно, вряд ли аборты были легализованы именно с целью получения этих материалов, но сейчас эти материалы активно добываются, и их не хочется терять тем людям, которые на них делают деньги. И у них есть вполне прагматический интерес, чтобы число абортов не сокращалось или, если сокращалось, то незначительно. И дальше можно спросить женщину, согласна ли она таким образом быть использованной какими-то силами? Организациями, людьми, которые к ее жизни никакого отношения не имеют и которым ее судьба глубоко безразлична.
8. Кто в Вашей семье против ребенка и кто за него?
Возвращаясь к жизненным обстоятельствам женщины, можно задать такой вопрос. Сначала лучше спросить, кто против ребенка. Потому что может получиться так: женщина скажет, что все против, и даже всех назовет поименно. И дальше можно согласиться, что действительно, под таким давлением сложно сохранять свое мнение. Но не получилось ли случайно с ней так, что она несколько спутала себя и свое враждебное окружение? Она сама-то хочет ребенка? И дальше дать возможность подробно рассказать о том, почему она не хочет, что ей мешает.
Возможно, выясниться, что кто-то из родственников действительно против. Какие аргументы они приводят? Почему они это делают? Делали они сами аборты и как они относятся к такому шагу? Выяснив эти важные обстоятельства, необходимо помочь женщине бороться с давлением эмоциональным, моральным, материальным и т.д. Очень важно узнать, а есть ли хоть кто-то, кто за ребенка и могли бы эти люди оказать ей поддержку, в том числе, к примеру, взять на себя конфронтацию с теми, кто против.
9. Какую помощь я могу Вам оказать, чтобы Вы приняли решение родить ребенка?
Наконец, хорошо спросить у женщины, а чем именно Вы можете ей помочь? Этот вопрос правильнее задавать в конце беседы, чтобы женщина успела высказать свои сомнения и страхи и после того, как некоторые из них окажутся «расшатанными», когда перед женщиной появится какая-то альтернатива аборту.
Когда женщина говорит о том, что она хочет сделать аборт, она полностью соединена с теми обстоятельствами, которые ей мешают сохранить ребенка. И если у нее в этот момент спросить: «А что я могу сделать?» - она, скорее всего, ответит, что ничего, и что, в общем-то, не очень ей эта помощь и нужна. Когда же женщина отрешится хотя бы чуть-чуть от своих жизненных обстоятельств, тогда ей можно рассказывать о том, как эти обстоятельства можно изменить, и предложить свою помощь. «Все-таки, что именно Вам нужно, чтобы в этой ситуации выстоять перед обстоятельствами?» Возможно, надо просто помочь ей найти нужные слова для беседы с мужем или родственниками, посоветовать хорошего врача, помочь с коляской, с кроваткой для ребенка. Может быть, нужна эмоциональная поддержка. У каждой женщины свои нужды. Для многих уже само Ваше предложение помощи от себя лично может оказаться целительным. Потому что такое предложение означает признание Вами одновременно и проблем женщины, и ценности нерожденного ребенка – столь значимой ценности, что Вы готовы даже совершить определенные действия, приложить усилия, возможно, чем-то пожертвовать, чтобы он родился.
Можно посоветовать ей обратиться в организации, которые помогают беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такие организации есть в разных городах – женщины, которые приняли решение сохранить беременность и родить ребенка, а также многодетные семьи – получают социально-бытовую, материальную, юридическую и другую помощь. Чтобы не быть голословной, приведу пример подобного центра помощи молодым мамам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В Минске это центр для проживания одиноких матерей с детьми "Ранние дети", который открылся в мае прошлого года при школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, №5. Найти приют и поддержку в нем могут юные мамы, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Его возглавляет Наталья Шарапова, прихожанка Свято-Петро-Павловского собора. Проект реализуется на средства гуманитарной организации из Швеции, которая выделила грант в размере 89 000 €. Сироты или несовершеннолетние мамы без мужей, от которых отказались близкие люди, могут жить в центре до тех пор, пока малышу не исполнится три года. Моральную поддержку им оказывают воспитатели. Они же учат и навыкам ухода за детьми. Расходы на зарплату воспитателю и его помощнику возмещает местный бюджет. Телефон центра: 2998022
В завершение следует сказать, что не так просто разбудить сердце. И нет никаких специальных приемов, чтобы это сделать. Женщине, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, можно помочь. Но лишь при условии, что помощник искренне желает ей добра. Не следует стремиться доказать свою правоту или убедить женщину в том, что аборты делать нельзя (хоть мы с этим безусловно согласны), нужно просто желать ей добра. Никакая женщина не хочет быть лишь «аргументом» в доказательстве правоты какого-то человека или идеи.
Вопросы, которые мы предлагаем, могут помочь женщине принять решение сохранить ребенка. Но тут важно помнит, что беседа с ней должна сопровождаться искренним хорошим отношением, душевной теплотой и заботой, прежде всего, о ней и о ее ребенке. Мы надеемся, что эти вопросы кому-то помогут – что родятся дети, и жизнь продолжиться…
|