Кто такие УО?
«УО» - одна из детских дразнилок – аббревиатура «умственно отсталый» - употребляется детьми в случаях, когда кто-то ведет себя не так, как все, не так как принято существующими стандартами - синоним (в детской субкультуре) слову «чудак».
Очень часто приходится слышать от разных людей такой вопрос: «Почему Господь попустил рождаться людям умственно отсталым?» На этот вопрос можно ответить, например, так: «По грехам родителей… Чтобы показать всем, что в поведении родителей имел место грех… Чтобы родственники могли покаяться... Своей жизнью и уходом за ребенком-инвалидам стяжать мученические венцы… Чтобы посторонние люди смогли проявить заботу и сострадание… Чтобы…» Попытаемся взглянуть на этот вопрос с разных позиций. Знакомство с этой проблемой началось у меня во время личных серьезных скорбей и испытаний. Кульминацией был просмотр документального фильма Артура Аристакисяна «Ладони». В фильме-притче о кишиневских нищих, многих из которых можно назвать «УО», показаны случаи духовного спасения людей. Глубокий смысл заложен во включенных в фильм эпизодах - сценах публичных казней первых христиан: арена, людей терзают дикие звери, публика жаждет зрелищ. И тут же показана жестокость современного общества и… помощь Бога. Вот что по этому поводу говорит богослов, специалист по христианской эсхатологии – науке о Жизни Будущего Века - протоиерей Владимир Башкиров: «В той запредельной реальности, когда мы вместе с вами окажемся перед Богом, окажется, что эти люди будут светлые…» Как умственно отсталым детям объяснить, что такое грех? Как их научить не грешить: они ведь тоже могут совершать плохие поступки. И какова будет их участь после смерти? Души таких людей изначально светлы. А их асоциальное поведение – отражение проблем, существующих в обществе. Вот один такой случай. Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, совершил страшный грех. Мы задали вопрос, почему это произошло, ведь людей с синдромом Дауна называют еще «солнечными людьми» - настолько они любвеобильны и бесконфликтны. Оказалось, что мама, уходя на работу, оставляла этого ребенка со старшим братом, который постоянно смотрел фильмы со сценами насилия и разврата. Мальчик-инвалид изучал мир по фильмам. И его поведение оказалось вполне адекватным полученному воспитанию. Известны обратные случаи. В книге Авдеева «Православная психиатрия» был описаны наблюдения автора за мамой, которая, родив дочь с той же болезнью, обусловленной отсутствием хромосомы, каждый день ходила с дочерью в храм. И покаяние ее было настолько искренним, что через несколько лет автор, встретив мать с дочерью, с трудом определил даже внешние проявления заболевания. А вот с чего началась работа в мастерских. «… Работу в социальных мастерских мы начали в 1997 году. В то время даже не обсуждалось, что люди, которые проживают в закрытых интернатах, на самом деле могут и, что важно, очень хотят работать. Общество ратовало за изоляцию этих людей, в сознании специалистов доминировала исключительно медицинская парадигма, предполагалось, что главным для этих людей является медикаментозное лечение и уход. И мало кто задавался вопросом о том, что дети и взрослые с интеллектуальной недостаточностью хотят радоваться жизни, как и их сверстники, узнавать это мир, общаться с друзьями, путешествовать и работать. … К сожалению, многие трудности, которые можно было наблюдать в мастерских, были обусловлены не диагнозом, а проблемами тех условий, в которых развивался ребенок с особенностями психики. Одна из наиболее явных проблем – «выученная беспомощность». «Я – инвалид, я никогда не смогу работать», - так продолжал говорить крепкий молодой парень с интеллектуальной недостаточностью, проработавший уже более полугода в мастерских и продемонстрировавший неплохие достижения. Но много лет, к сожалению, его убеждали в том, что он ни на что не способен и теперь трудно ему изменить восприятие самого себя, на это потребуется много времени и сил». Марина Кравцова «…Вид работы подбирается для каждого человека с учетом его возможностей. Мы стараемся планку достижений ставить всегда чуть выше актуальных возможностей наших сотрудников. Это помогает им чувствовать уверенность сегодня и стремиться к развитию, видеть свой путь. Во время работы самое главное – чувство любви и уважение к этому человеку. Ведь еще Гёте сказал: «Учатся у того, кого любят». Жалость – не лучший помощник. Никто из инструкторов мастерских не должен проявлять чувство жалости к своим воспитанникам. Вместе боремся за качество изготавливаемой продукции. Достижения сотрудника наших мастерских – это совместные усилия самого сотрудника и его инструктора». Марина Кравцова На Западе существуют следующие практики. В тот день, когда мама узнает, что у нее родился ребенок-инвалид, к ней приходит специалист и рассказывает, каким этот ребенок будет, когда вырастет, что он сможет делать, положительные черты. Благодаря английским специалистам и отзывчивым активным белорусским волонтерам такая работа уже несколько лет ведется и у нас. Благодаря такой поддержке молодых родителей многие дети остались в семьях и смогут быть рядом со своими родителями. В работе с нашими ребятами мы используем разные направления работы: эрготерапию (лечение трудом), иппотерапию, театротерапию (восстановление в результате постановок спектаклей), музыкальную терапию - с целью максимально возможного восстановления способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху). Хотелось бы отдельно сказать по поводу театротерапии. Мы ставим постановки по содержанию, адекватные возрасту участников. Это важно, потому что зачастую даже взрослым людям с интеллектуальной недостаточностью навязывается некая детскость. Виды деятельности, постановки, организация дня, - все идет вразрез с реальным возрастом человека. В этом году мы впервые представили свой спектакль по пьесе В.И.Ольшанского «Зимы не будет» в рамках фестиваля любительских театров «Двери», наряду с постановками, в которых играют здоровые люди. И, что удивительно, на наш спектакль в тот день пришло больше всего людей, и зрители аплодировали стоя. Нам нужно работать над статусом. Один из масштабных проектов, в которых мы участвуем – издание журнала «Обычные люди», над которым работают специалисты из четырех стран: Россия, Беларусь, Украина и Германия. Мы пишем там о людях, кому общество поставило диагноз «умственная отсталость». О том, что эти люди предпочитают, чего бояться, о чем мечтают. Мы приоткрываем завесу, разделяющую их от обычных людей, помогаем вывести из «параллельного мира» и включить в обычную жизнь, которой живут все. «Искренность, отсутствие двойного дна, способность доверять – вот те качества, которые потеряло современное человечество, но которые сохранились в людях, которым общество поставило штамп «инвалид».
|