|
Используем игры
Использование
игры в малых группах является очень практичным методом, потому
что предполагает непосредственное участие и вовлечение человека
в обсуждение, увеличивает уровень усвояемости материала, сокращает
число прочитанных лекций. Эффективность обучения возрастает, поскольку
взрослые люди (а также и подростки) имеют собственный опыт, который
помогает им. Люди могут обмениваться идеями, им становится легче
говорить на ту тему, упоминание о которой в общественной или личной
обстановке ранее было для них трудной задачей. Ведь участники
семинара или тренинга не являются "пустыми сосудами", которые
необходимо просто наполнить какими-то фактами и цифрами, в каждом
из них уже есть "содержимое". Сравнить обучение через игру можно,
скорее, с приготовлением супа, когдакаждый участник может что-то
добавить в блюдо - масло, мясо, овоши, соль, перец и т.д. Только
все это вместе взятое сделает суп вкусным и питательным.
ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ "БУТЫЛКА"
Эта игра предоставляет наглядную демонстрацию того, как ВИЧ-инфекция передается людьми, которые не знают о своей болезни, людям, которые не осознают, что они стали инфицированными.
1. Для игры потребуются чистые прозрачные (из светлого стекла) бутылки, чтобы в конце игры было видно, в какой цвет окрашена жидкость, находящаяся в бутылке. Вы оборачиваете бутылку бумагой, чтобы скрыть ее содержимое. Достаточно, чтобы только одна бутылка содержала в себе раствор насыщенного цвета, достаточно концентрированного, чтобы небольшая
часть его могла окрасить воду в других бутылках (чтобы это было наглядно видно в конце игры). НЕ рассказывайте участникам, что в одной из бутылок находится "грязная" вода, не говорите также и о цели игры, иначе это повлияет на всю динамику игры. Если игра проводится
среди большой аудитории, то либо выберите 25 добровольцев, либо наполните "цветной" водой большее количество бутылок, представляющих процент ВИЧ-инфицированных людей в
вашем обществе (например, если ВИЧ-инфицированные составляют 3% вашего общества, то
используйте 3 бутылки с цветным наполнителем на группу из 100 человек).
2. Объясните участникам, что они не должны пытаться увидеть содержимое бутылки, что в бутылке находится жидкость. (Используйте комнату без ковровых покрытий, в которой будет лег
ко смыть пятна.) Предложите участникам обмениваться содержимым бутылок, приветствуя
друг друга. Они не принуждаются делать это, они сами могут выбрать количество участников,
с которыми будут обмениваться жидкостью из своих бутылок. Попросите их произвести обмен с тем количеством участников, сколько они сами захотят, в течение трех минут.
3. По окончании этого времени попросите их снять обертку со своих бутылок. Подсчитайте, сколько из них содержат чистую жидкость, а сколько - окрашенную. Объясните, что эта
игра представляет собой сексуальную активность людей и количество сексуальных партнеров. Спросите у людей, имеющих чистую жидкость в своих бутылках, сколько партнеров бы
ло у них. Потом спросите о количестве партнеров у тех, чья жидкость была загрязнена.
Иногда человек, у которого изначально в бутылке была цветная жидкость, имел всего одного или двух партнеров. Будьте готовы к смеху после того, как вы объясните смысл игры.
4. Теперь задайте следующие вопросы: Так ли важно, с кем вы произвели свой первый "обмен"? Принуждал ли вас кто-нибудь к обмену (это может быть связано с изнасилованием)?
Какова была динамика обмена? Сколько людей обменялись жидкостью с человеком, изначально имевшим "загрязненную" воду?
Сколько людей не обменялись с ним? Участники игры должны быть способны увидеть, что они не могут винить кого-либо. Они должны увидеть, что вирус распространяется через сексуальные отношения
с представителями своего или противоположного пола. Игра может быть также использована, чтобы показать негативную сторону многочисленности сексуальных партнеров, независимо от того, происходит ли смена партнеров за короткий промежуток времени (это рассматривается как "распутство") или это серия серьезных отношений (рассматривается, как "обдуманные отношения"). Можно сделать акцент на том, что
венерические болезни передаются точно таким же образом, что делает заражение ВИЧ-инфекцией более вероятным.
ИГРА: "КОМУ ИЗ ВИЧ-ЗАРАЖЕННЫХ СТОИТ ПОМОЧЬ?"
В начале игры объясните участникам ситуацию: Представьте себе, что вы являетесь ученым, который много лет работал над открытием лекарства от СПИДа. После многих лет вам удалось такое лекарство найти, и вы создали всего лишь несколько доз, прежде чем компьютерный вирус уничтожил всю информацию, необходимую для изготовления лекарства. Невозможно создавать лекарство без этих данных. У вас осталась лишь одна, последняя доза, которая может спасти жизнь только одного человека, зараженного ВИЧ.
НАЧАЛО ИГРЫ:
Участникам предоставляется сделать выбор: кому из перечисленных ВИЧ-инфицированных они бы отдали это лекарство, чтобы спасти его жизнь. Вы будете шаг за шагом уточнять характеристики ВИЧ-зараженных людей, а участники, на основе этой информации, должны решать, чью жизнь спасти. После очередной порции дополнительной информации участники голосуют, причем у каждого есть право только одного голоса в каждом раунде. Вы, как судья игры, считаете количество голосов и записываете его в таблицу напротив каждого персонажа.
СМЫСЛ ИГРЫ:
С каждым новым раундом изменяется отношение участников к разным инфицированным людям. Тех, кого в начале осуждали, начинают в конце игры жалеть, и наоборот. Участники осознают, что они в начале игры осуждали людей, потому что не имели достаточно информации о них. В конце игры участники понимают, что все зараженные люди настолько же ценны, как и здоровые, и они не имеют права никого из ВИЧ-зараженных осуждать и лишать права на жизнь.
ПЕРВЫЙ РАУНД. КТО ОНИ ТАКИЕ:
девушка, которой 18 лет; мужчина, которому 50 лет;
ребенок, полгода; парень, 25 лет; женщина, 35 лет.
ВТОРОЙ РАУНД. КАК ОНИ ЗАРАЗИЛИСЬ:
Девушку в детстве изнасиловал мужчина, от которого она и заразилась.
Мужчина заразился через гомосексуальную связь с другим мужчиной.
Ребенок заразился во время родов от своей больной матери.
Парень был раньше наркоманом, который заразился через обший шприц.
Заразилась через внебрачную сексуальную связь с одним мужчиной.
ТРЕТИЙ РАУНД. БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О КАЖДОМ:
Девушка сейчас занимается проституцией и, похоже, заражает других мужчин.
Мужчина работает врачом, у него есть жена и двое детей.
Ребенок имеет также врожденный дефект сердца, через год ему должны сделать рискованную операцию, у которой 50% вероятности, что он выживет, т.е. он может умереть во время операции сердца, несмотря на то, что он будет исцелен от ВИЧ.
Бывший наркоман успешно прошел лечение в реабилитационном центре, освободился от наркотиков и покончил с прежним образом жизни.
Женщина работает в больнице медсестрой, где заботится о больных СПИДом.
ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД. ПОСЛЕДНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭТИХ ЛЮДЯХ:
Девушка занимается проституцией, чтобы заработать деньги для своих младших братьев и сестер, которые остались сиротами. Если она умрет, то они остаются одни, потому что их родители умерли.
Врач является большим специалистом, моим коллегой, с которым мы
вместе открыли это лекарство от СПИДа. Без его помощи мне будет
гораздо труднее снова вспомнить и еще один раз разработать лекарство,
которое в будущем может помочь многим другим людям. Если он останется
в живых, то есть большая вероятность, что вместе мы найдем лекарство.
Ребенок является единственным ребенком матери, которая долго не могла забеременеть, и вероятно, что в будущем она не сможет больше иметь детей.
Парень сейчас помогает другим наркоманам освободиться от наркотиков и занимается профилактикой СПИДа среди молодежи.
Женщина задолго до этого развелась со своим мужем, который много пил, и осталась одна, воспитывая своих четверых детей. Если она умрет, они остаются сиротами.
Использованы материалы международной организации "АСЕТ" (АСЕТ: AIDS - СПИД; Саге - забота; Education - образование; Training - подготовка.)
<<
назад | содержание
| далее >>
|