На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

social.txt / Публикации
0 / 0
0 / 0

Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Проблемы домашнего насилия - историко-канонический анализ
Доклад на Круглом столе "Церковь и проблема домашнего насилия", Москва, Данилов монастырь, ОВЦС, 24.01.2012


Я хотел бы рассмотреть вопрос о возможностях церковно-канонического ограждения человека от насилия: в семье, приютах, приходах, воскресных школах и т.д.

В нашей церковной жизни сегодня серьёзное влияние имеет средневековый быт, средневековые традиции Церкви и русского общества, средневековый уклад жизни и, конечно, средневековое каноническое право. Это право разрабатывалось на протяжении веков, воспринималось из Византии и других православных стран, дополнялось русскими реалиями, переходило в сферу государственных законов, и было основой для устройства церковной и национальной жизни вплоть до 20-го века.

Начавшийся после "перестройки" процесс восстановления всех сфер жизни Русской Православной Церкви опирался на тот многовековой опыт, использование которого практически закончилось с момента революции. Мы и сейчас часто слышим, что надо быть ближе к корням, к традициям русского Православия, что это и должно быть фундаментом восстановления нашей церковной жизни. И это во многом справедливо. Однако при заимствовании средневекового опыта необходимо учитывать исторический контекст, в котором он формировался, и его несоответствие реалиям современной жизни.

В том вопросе, о котором мы говорим - о противодействии насилию в семье, - действует несколько традиционных подходов.

Один из них, который я бы назвал церковно-общественным или даже церковно-народным, основан на книге под названием "Домострой". Нужно иметь в виду, что "Домострой" не имеет канонического правоприменения. Это вообще не церковный, не канонический и даже не государственный документ. Это литературное произведение, написанное в жанре, традиционном для средневековья в целом и для русского особенно - жанре поучения, духовного завещания учителя ученику, отца сыну. Это жанр, несомненно, литературный, назвать его богословским невозможно. Он носит черты народного быта Москвы. В этом быту насилие естественно существовало, оно было принято, признано и продолжало существовать после "Домостроя" еще века и века. Но для своего времени "Домострой" являлся оправданием смягчения насилия. он оказался "оливковой ветвью" новых времен, где насилие допускалось, но ограничивалось. Надо иметь в виду, что эта книга была написана для семейного быта, который существовал в ту эпоху. Были широко распространены смерть и заболевания детей и других членов семьи - часто просто в результате халатности. Цена человеческой жизни тогда была намного ниже, чем сегодня. Гуманизм только-только начинал реализовываться в русском обществе. Особенно это было видно по отношению к детям: ценность ребенка была ничтожной. Мать, которая "заспала" ребенка, особенно не наказывалась. Жена, отравившая мужа, могла быть наказана, и очень даже жестоко, но далеко не всегда это был официальный суд. Это было бытовое дело. Детей могли несколько дней не кормить, отдать в рабство (не формальное, а фактическое) - в какие-то работы. И смертность детей достигала более 50%. На этом фоне телесные наказания, конечно, не выглядели чем-то особенным. И "Домострой", та его редакция, которая приписывается протопопу Сильвестру, носит по-нашему жестокий характер, а по меркам того времени описанные в книге наказания - демонстративные. В качестве действительно сурового наказания в то время могли забить до смерти - не только детей, но и взрослых. И это не считалось преступлением. Потому что определенные категории людей - и бояре, и духовные лица - имели право на присуждение телесных наказаний. По многим моментам "Домострой" выглядит сегодня как литературный памятник средневековой жестокости. Но для своего времени его таковым признать нельзя. Тогда он был достаточно прогрессивным и интересным.

Но применение "Домостроя" сегодня по многим параметрам совершенно невозможно, в том числе с точки зрения семейного насилия. В современном обществе кардинальным образом изменилось отношение к детям и к женщине. Надо иметь в виду, что, по мнению историков [1], которые исследовали этот вопрос, уже во времена "Домостроя" появляются первые законы, ограждающие женщину, вступившую в брак со своим имуществом, от того, чтобы муж путем битья принуждал ее переписать это имущество на себя. За это мужа могли наказать изъятием его собственности в пользу жены или даже посадить в острог.

Конечно, историческое исследование канонического права и законов - дело ученых. Мое сообщение не претендует на это. Хочу лишь сказать, что нормы, считавшиеся в 16-17 веках приемлемыми и прогрессивными, сегодня являются полностью устаревшими и применяться не могут. Ссылка на "Домострой" как основу строительства семейной жизни сегодня для нас - священников, учителей и всех, кто имеет влияние на семейные отношения, - несостоятельна. В нашем социальном служении применение "Домостроя", на мой взгляд, должно быть исключено. Я говорю об этом потому, что очень часто приходится слышать: "А вот в "Домострое" написано…". Такие аргументы сегодня звучать не должны.

Что требует он нас сегодняшний день? Прежде всего, пересмотра и традиций, и канонического права в сфере семейных отношений. Шаги к этому были сделаны уже в дополнениях к положениям Поместного собора 1917-18 гг [2]. Я считаю, что эти положения сегодня очень уместны. Они заложили основы защиты прав женщины, которые нам сегодня хотелось бы иметь.

Церковь защищала и мужа от насилия жены. Какое насилие со стороны жены было наиболее распространенным в прошлые века? Отравить или убить своего мужа. Это происходило часто. Леди Макбет Мценского уезда, Екатерина Измайлова - не единичный случай. И не только потому, что жена мстила мужу за избиения. Причины могли быть разные. Но наши средневековые требники отражают в своих епитимийных статьях эту проблему. И если супруг испытал на себе покушение на убийство, он имеет право подать на развод. Это положение было предложено принять и в 1918 году. Оно относится и к жене: если муж хотел ее убить, она имеет право с ним развестись. Это церковно-каноническое постановление Собора.

То же справедливо и по отношению к детям: женщина имеет право развестись, если супруг наносит им такие истязания, которые опасны для здоровья. А сегодня мы можем совершенно обоснованно признать опасным для здоровья, если дети являются свидетелями семейного насилия. В этом случае они становятся психологическими жертвами насилия. И женщина имеет право подать на церковный развод в этом случае, согласно упомянутым постановлениям.

В последнее время появились новые документы, на основе которых можно вырабатывать каноническую практику семейных отношений. Прежде всего, это "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые в 2000 году [3]. В них отражено представление о неотъемлемых правах личности, которые основаны на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием. Следовательно, соблюдение прав личности является непреложным правилом.

Еще один документ, чрезвычайно важный для нашей темы, - "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" (2008 год). В нем отражены положения об охране личности от насилия и унижения в семье, о том, что поддержка семьи в ее традиционном понимании отцовства, материнства и детства [4] - это приоритетная задача Церкви. Хочу обратить внимание на эту формулировку, в которой восстанавливается подлинное антропологическое учение Церкви о семье. В большинстве современных документов, когда речь идет о поддержке семьи, говорится о материнстве и детстве. И это антропологическое заблуждение. А здесь говорится об отцовстве, материнстве и детстве. И даже порядок, с антропологической точки зрения, восстановлен верный - по приоритетам ответственности.

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" также есть интересное пояснение: "Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности" (Гл. X, 5). Думаю, что наше социальное служение и наша пастырская воспитательная работа должны быть направлены, прежде всего, на этот пункт - воспитание ответственности перед Церковью, перед Богом за семью, супругов друг за друга, и, конечно же, за детей.

Литература 1. Например: Пушкарева Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница - М., Ломоносовъ, - 2011 216 с.; Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика - М., Кучково поле, 2011 2. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика - М., Кучково поле, 2011, С. - 613 3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000 г. Гл. X, 3. 4. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, 2008 г. V, 2.

Круглый стол по религиозному образованию и диаконии

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым