|
На экране – страхи и надежды
Кинематограф – зеркало жизни. Но это зеркало своеобразное, со своими страстями, страхами
и предрассудками.
Кинематограф не молчал, когда появилась информация о СПИДе – однако первыми, и
весьма оперативно, отреагировали на нее… фильмы ужасов. Смертельные вирусы кочевали из
картины в картину – причем образы, признанные метафорой ВИЧ, появились задолго до самой
пандемии.
Близкие по духу настроения ненависти, бунта и ужаса господствуют в картине Грегга Араки
«Оголенный провод». В этой драме 1992 года два ВИЧ-положительных героя путешествуют
вместе. Араки – маргинальный авангардный автор, но даже для авангарда его жестокость чрезмерна,
и «Оголенный провод» способен кого угодно ввергнуть в глубокую депрессию.
Герои многих фильмов о СПИДе – гомосексуалы, и это стало почти обязательным кинематографи
ческим штампом, хотя болезнь эта в реальности не замыкается в узких пределах какойлибо
социальной группы.
Поставленные картины разные: от телевизионных семейных драм («Наши сыновья», «Сторож
брату моему») до комедий с… ВИЧ-призраками («Умереть за…», «Нулевой пациент»). Есть
даже постановка в жанре бродвейского шоу «Джеффри» – с голливудскими звездами в эпизоди-
ческих ролях.
Однако ни в художественном, ни в социальном плане эти американские фильмы событиями
не стали.
Прогремела французская лента «Дикие ночи». Режиссер Сирил Коллар поставил ее по своей
– автобиографической – книге, и сам же сыграл в картине главную роль. Молодой геройбисексуал,
узнав о диагнозе, мучается и мечется, изводит девушку и друга, подвергая их жизнь
опасности, – и пытается достучаться до аудитории. Картина была признана лучшим фильмом
Франции в 1993 году, но режиссер премию получить не смог. Коллар скончался от СПИДа незадолго
до премьеры. Показанная на фестивалях лента пробивала стену молчания, кричала об
эпидемии и человеческой боли.
В отличие от авторских «Диких ночей», «Моя вечеринка» Рэндольфа Клэйзера ничем не
примечательна. Больной гей устраивает последнюю вечеринку… К сожалению, «политкорректная
» лента Клэйзера 1995 года похожа на бесконфликтно-слащавую рекламу самоубийства. Под
маскою сострадания скрывается бесчеловечность, а стилистически фильм напоминает сталинское
кино, снятое для американцев.
Гораздо более правдивой является лента 1993 года «А музыка играла» («Вирус») Роджера
Споттисвуда. Фильм поставлен по книге ВИЧ-положительного журналиста Рэнди Шилтса «Оркестр
продолжал играть». Это драма о первых днях эпидемии. Еще никто не знает, что такое
СПИД, и не подозревает, насколько он опасен. Ученый ведет борьбу с бюрократией, которая не
желает понимать, что болезнь бьет по всему обществу и касается каждого.
Стоит сказать, что это не первый фильм о начале пандемии. Так, еще картина 1990 года
«Давний друг» Рене Хормана рассказывает о случаях синдрома Капоши, когда среди гомосексуалов
проявил себя ВИЧ.
Уже в 1993 году тема СПИДа в кино стала далеко не локальной. И причина этому не только
фильм «А музыка играла». Увидела свет картина «Филадельфия» Джонатана Дэмми. Герой
Тома Хэнкса – преуспевающий адвокат, которого увольняют, как только узнают, что у него ВИЧ.
Защищать уволенного берется чернокожий юрист (Дэнзел Вашингтон), который поначалу не испытывает
сострадания к герою. Но в процессе суда сострадание приходит. Герой Тома Хэнкса
борется не столько за свою работу, сколько за свое человеческое достинство, за право – вообще-то – быть человеком в глазах других людей. Фильм получил две премии «Оскар», он широко
демонстрировался и во многом изменил общественное мнение.
Бьют в колокола и голливудские актрисы, которые ответственно относятся к теме СПИДа.
Так, Элизабет Тейлор собирает пожертвования для больных, Анджелина Джоли снимается в драме
«Джия» про умершую актрису, Вупи Голдберг играет в фильме «Парни побоку», где одна из
героинь – ВИЧ-положительная.
Многие звзды шоу-бизнеса сами пострадали от болезни. Их творчество часто становится
дневником бунта – и смирения, мольбы – и прощения. Тяжело больной певец Фредди Меркьюри
до последнего снимался в видеоклипах. Пронзительный клип «I’m going slightly mad» оказался
блестящей стилистической игрой с немецким экспрессионизмом. А песня «Show must go on» – утверждением
жизни.
Английский режиссер Дерек Джармен, ослепший от болезни, снял свой последний фильм
«Голубое». Это авангардный шедевр, когда на голубом фоне звучат закадровые голоса, идут отрывки
из ранних фильмов, воспоминания. Фильм – мучительная попытка исповеди творческого
человека, исповеди в тот момент, когда глаза уже закрываются.
ВИЧ-персонажи появляются в эпизодах разных картин. В фантастической драме «Ангелы
в Америке» Майкла Николса, в мелодраме «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи и в
«Превратностях любви» Уилларда Кэррола.
В драме «Все о моей матери» Педро Альмодовара у одной из второстепенных героинь рождается
ВИЧ-инфицированный ребенок. Эпатажник Альмодовар не знает, что с таким ребенком
делать… и находит чудо. В пестром мире трансвеститов, озабоченных актрис и соблазненных
монахинь, дитя, окруженное любовью, чудесным образом излечивается.
Дети и СПИД. Матери – и ВИЧ. Кино явно пасует перед такими темами, предпочитая обыгрывать
старые страхи и показывать скандальных персонажей. Однако еще в 1989 году вышла
картина, которая стала этапной. Американский фильм «История Раяна Уайта» рассказывает об
обычном 13-летнем мальчике, которого заразили в результате переливания крови. Раян хочет
учиться и хочет получать лечение, но обыватели напуганы и смотрят на дитя со страхом и ужасом.
В душе Раяна тоже происходит борьба. Экранная версия жизни подростка повлияла на
американское общество не меньше, чем его настоящая жизнь. Тема ВИЧ на экране перестала
быть табу.
Не меньшую роль сыграл сериал «Скорая помощь», который демонстрировался и на наших
телеэкранах. Фельдшер Джини Боле узнает, что у нее ВИЧ. Вирусом заразил ее муж. Героиня
принимает терапию, учится строить отношения с людьми.
Надо сказать, что картины о СПИДе снимаются не только в Америке и Европе. Индийский
фильм «Мы встретимся вновь» о ВИЧ-положительной женщине получил престижную премию в
Каннах.
В России появился грустный фильм «Исполнитель приговора» о ВИЧ-положительных женщине
и ребенке. В основу картины легли реальные события. Эта лента не сопровождалась рекламным
шумом, но внимание на нее обратить следует: в наибольшей степени она рассказывает
и о наших – белорусских – реалиях.
Недавно петербургский режиссер Сергей Потемкин закончил фильм «Город без солнца». В
картине, где затрагиваются темы наркомании и ВИЧ, играет статусный российский актер Сергей
Безруков. Для общества, пораженного ксенофобией, это немаловажно.
Кроме игровых картин, на тему ВИЧ/СПИДа сняты и документальные фильмы. Многие из
них предназначены специально для ВИЧ-позитивных или имеют познавательно-инструктивный
характер и предоставляются для просмотра центрами профилактики СПИДа. Из белорусских
работ стоит назвать ленту «Пока горит свеча», созданную Информационным агентством Белорусской
православной церкви. Картина не претендует на то, чтобы быть художественным шедевром,
однако в ней есть живые – и духовные – свидетельства людей, живущих с этой болезнью.
Кино – зеркало жизни. В этом зеркале отражается и общество, и болезни. Но и людские души
непременно.
Обзор фильмов
специально для журнала "Свеча"
составил кинокритик Андрей Расинский.
<<
назад | содержание
| далее >>
|