На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Искусства / Публикации

Алена Соколовская

Инок Николай (Бембель): «Приехал на три дня - остался на всю жизнь «

Тринадцать лет назад поэт, философ, музыкант, диссидент Олег Бембель собрался на тот свет. Врачи обнаружили у него язву. Боли были невыносимые, лечение не помогало, и Олег решил, что Бог призывает его к себе. Перед смертью, он решил съездить в Жировичский монастырь. Эта поездка и стала его спасением+. Олег излечился, более того он остался жить в обители. Когда мне рассказали эту историю, я не смогла удержаться от соблазна познакомиться с этим человеком. Хотелось узнать подробности чудесного выздоровления в прошлом Олега в настоящем инока Николая.

- Отец Николай, расскажите, как Господь привел вас в монастырь и избавил от болезни?

- В 90-х годах жизнь прижала меня со всех сторон. Вот я и решил поехать в Жировичи. Здесь у меня был друг. Думаю, повидаюсь с ним и заодно помолюсь. Чувствовал, что настало время отделяться от плоти и возвращаться к Тому, Кто меня послал сюда. Во время пребывания в обители я решил cходить на могилку старца Иронима, который после смерти прославился чудесами. После этого неведомая сила взяла и привела меня к старцу Митрофану (в прошлом келейнику почившего монаха Иронима). Он то мне и сказал: "Держись монастыря". Так я остался здесь. А что касается моего выздоровления, то случилось это так. Как-то пошел я искупаться в жировичском источнике, и, окунаясь, обратился к Богу: "Господи, если хочешь, забери меня к Себе, а хочешь, оставь еще послужить Тебе здесь". После этого постепенно болезнь отступила.

- И что язва вообще не напоминает о себе?

- Бывает иногда. Но я думаю, что так и должно быть. Господь не дает забывать, для чего Он мне вернул здоровье. Между тем, восьмой десяток на подходе, а я благодаря Богу сам хожу и даже выполняю послушание.

- Неужели в таком возрасте есть силы еще и трудиться?

- Во славу Божию есть. Я занимаюсь выпуском багословско литературно-художественного жировичского листа, а также работаю со средствами массовой информации.

- А я думала, что вы здесь только молитесь и стихи пишете "в свое удовольствие". Ведь вас в первую очередь знают, как православного поэта, произведения которого достаточно успешно размещают как в православных, так и светских изданиях. Помимо этого, вам еще удается выпускать собственные сборники. Расскажите об этом подробнее?

- Издана пока только одна книга моих стихов. Называется она "За мурам". Правда, вскоре будут выпущены еще два сборника.

- А как вы полагаете, написанное вами может духовно оздоровить людей?

- Думаю, что светским людям, в особенности молодым, на которых обрушились разные искушения, такая литература может помочь. Правда, это относится лишь к тем мирянам, которые способны вообще что-то читать и не утратили способности думать. Ведь сейчас у большинства людей одно желание кайфовать. От тех же интимных отношений мужчины и женщины ожидают только удовольствия, а детей рожать и растить не хотят. Идет страшное уничтожение малюток в утробе матерей. Запущен настоящий конвейер смерти. И даже на деток, которым удалось прорваться на этот свет, благодаря тому же телевидению наседает мир полный разбоя и разврата. Вот что они видят, то и делают. Школьницы-пятиклассницы стоят на улицах с сигаретами в зубах и пьют пиво. Ни родители, ни школа, ни милиция не может с ними справиться.

- Тем не менее, порой даже людям, которые живут на полную катушку, не обходима поддержка и утешение. И зачастую все это они получают в монастырских стенах. Расскажите, как вы находите общий язык с мирянами, которые имеют отдаленное представление о Боге, вере, грехе?

- В монастырь таких людей приводит, как правило, беда. Они здесь ищут решения своих проблем. Хотя веры и не имеют. Большинство из них из-за своих неприятностей лишаются смысла жизни и хотят покончить собой. Поэтому я всегда говорю таким мирянам, чтобы они у Бога просили веры. Советую также читать христианскую литературу. В особенности письма духовным детям Игумена Никона (Веробьева), который жил в 19-м веке в России. Будучи студентом Петербургского невропатологического института, он разуверился в возможностях науки и бросил учебу. Находясь в духовном кризисе, ему стали приходить мысли о самоубийстве. И вот, когда он ощутил состояние полной безысходности, у него промелькнула мысль: "Может быть, Бог на самом деле существует". И тогда почти в отчаянии, будущий Игумен воскликнул: "Господи, если ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?" И Бог откликнулся на его молитву. "Невозможно передать, - говорил батюшка, - то действие благодати, которое убеждает в существовании Всевышнего с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека". В последующем он стал великим старцем. И такие письма писал людям, которые находились в отчаянном состоянии! Прочитав их, современник как будто лично пообщается с Игуменом и получит от него совет. Хороша эта книга не только для людей, которые только начинают свой путь к Богу, но и для тех, у кого нет духовника.

- Отец Николай, бывает так, что человеку недостаточно книжного общения. Ему хочется, чтобы его выслушали, с ним поговорили. В таком случае духовник просто необходим. Между тем у многих возникают трудности при его выборе. Может, посоветуете, как найти того, кто сможет укрепить в человеке веру и поддержать в моменты отчаянья?

- Говорят, что вымолить хорошего духовника еще важнее, чем спутника жизни. Поэтому нужно просить Бога, чтобы послал вам достойного батюшку.

- Но как узнать, что именно этот, а не другой человек станет по промыслу Божиему, к примеру, моим духовным отцом?

- Вот в праздничный день приехали в монастырь или зашли в любой в храм в своем городе. Там много батюшек исповедуют. Присмотритесь. И кого сердце подскажет - к тому и идите на исповедь. В выборе духовника главное, не образованность, ни жизненный опыт священника, а психологическая совместимость. Она ощущается интуитивно, сердечно. И если вы ее прочувствовали то, можете проситься к этому священнику в духовные дети.

- Наверное, ощутить эту психологическую совместимость человеку легче с батюшкой, который служит в миру. Ведь такой церковнослужитель, живя со своим духовным чадом в одной среде, лучше поймет его. Я права?

- В принципе это так. Да и это дает возможность человеку чаще видеться со своим духовником: не надо преодолевать больших расстояний. Как правило - так было бы лучше, но четкого разграничения нет. Поэтому есть люди, которые приезжают в монастырь время от времени. Они здесь исповедаются и причащаются у своих духовников, а потом возвращаются обратно в мир. Им вполне хватает такого редкого контакта со своими батюшками. Но это все индивидуально.

- А правда ли, что через духовника Господь открывает Свою волю в отношении нас?

- Да. Причем в данном случае очень важна вера самого человека в это и готовность исполнить сказанное духовным отцом. Ведь мы привыкли делать все, как нам хочется. А здесь нужно смириться. Вот вы пришли к своему духовнику за благословением на какое-нибудь дело. А он не одобряет ваших намерений. Так вот очень важно подчиниться и воспринять слова батюшки, как Божию волю.

Что ж спасибо вам отец Николай за беседу. Полагаю, что это не последняя встреча читателей "З.Д" с вами. Спаси вас Господи.



"Здоровая газета"


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым