Инок Николай (Бембель): «Приехал на три дня - остался на всю жизнь «
Тринадцать лет назад поэт, философ, музыкант, диссидент Олег Бембель собрался на тот свет. Врачи обнаружили у него язву. Боли были невыносимые, лечение не помогало, и Олег решил, что Бог призывает его к себе. Перед смертью, он решил съездить в Жировичский монастырь. Эта поездка и стала его спасением+. Олег излечился, более того он остался жить в обители. Когда мне рассказали эту историю, я не смогла удержаться от соблазна познакомиться с этим человеком. Хотелось узнать подробности чудесного выздоровления в прошлом Олега в настоящем инока Николая.
- Отец Николай, расскажите, как Господь привел вас в монастырь и избавил от болезни?
- В 90-х годах жизнь прижала меня со всех сторон. Вот я и решил поехать в Жировичи. Здесь у меня был друг. Думаю, повидаюсь с ним и заодно помолюсь. Чувствовал, что настало время отделяться от плоти и возвращаться к Тому, Кто меня послал сюда. Во время пребывания в обители я решил cходить на могилку старца Иронима, который после смерти прославился чудесами. После этого неведомая сила взяла и привела меня к старцу Митрофану (в прошлом келейнику почившего монаха Иронима). Он то мне и сказал: "Держись монастыря". Так я остался здесь.
А что касается моего выздоровления, то случилось это так. Как-то пошел я искупаться в жировичском источнике, и, окунаясь, обратился к Богу: "Господи, если хочешь, забери меня к Себе, а хочешь, оставь еще послужить Тебе здесь". После этого постепенно болезнь отступила.
- И что язва вообще не напоминает о себе?
- Бывает иногда. Но я думаю, что так и должно быть. Господь не дает забывать, для чего Он мне вернул здоровье. Между тем, восьмой десяток на подходе, а я благодаря Богу сам хожу и даже выполняю послушание.
- Неужели в таком возрасте есть силы еще и трудиться?
- Во славу Божию есть. Я занимаюсь выпуском багословско литературно-художественного жировичского листа, а также работаю со средствами массовой информации.
- А я думала, что вы здесь только молитесь и стихи пишете "в свое удовольствие". Ведь вас в первую очередь знают, как православного поэта, произведения которого достаточно успешно размещают как в православных, так и светских изданиях. Помимо этого, вам еще удается выпускать собственные сборники. Расскажите об этом подробнее?
- Издана пока только одна книга моих стихов. Называется она "За мурам". Правда, вскоре будут выпущены еще два сборника.
- А как вы полагаете, написанное вами может духовно оздоровить людей?
- Думаю, что светским людям, в особенности молодым, на которых обрушились разные искушения, такая литература может помочь. Правда, это относится лишь к тем мирянам, которые способны вообще что-то читать и не утратили способности думать. Ведь сейчас у большинства людей одно желание кайфовать. От тех же интимных отношений мужчины и женщины ожидают только удовольствия, а детей рожать и растить не хотят. Идет страшное уничтожение малюток в утробе матерей. Запущен настоящий конвейер смерти. И даже на деток, которым удалось прорваться на этот свет, благодаря тому же телевидению наседает мир полный разбоя и разврата. Вот что они видят, то и делают. Школьницы-пятиклассницы стоят на улицах с сигаретами в зубах и пьют пиво. Ни родители, ни школа, ни милиция не может с ними справиться.
- Тем не менее, порой даже людям, которые живут на полную катушку, не обходима поддержка и утешение. И зачастую все это они получают в монастырских стенах. Расскажите, как вы находите общий язык с мирянами, которые имеют отдаленное представление о Боге, вере, грехе?
- В монастырь таких людей приводит, как правило, беда. Они здесь ищут решения своих проблем. Хотя веры и не имеют. Большинство из них из-за своих неприятностей лишаются смысла жизни и хотят покончить собой. Поэтому я всегда говорю таким мирянам, чтобы они у Бога просили веры. Советую также читать христианскую литературу. В особенности письма духовным детям Игумена Никона (Веробьева), который жил в 19-м веке в России. Будучи студентом Петербургского невропатологического института, он разуверился в возможностях науки и бросил учебу. Находясь в духовном кризисе, ему стали приходить мысли о самоубийстве. И вот, когда он ощутил состояние полной безысходности, у него промелькнула мысль: "Может быть, Бог на самом деле существует". И тогда почти в отчаянии, будущий Игумен воскликнул: "Господи, если ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?" И Бог откликнулся на его молитву. "Невозможно передать, - говорил батюшка, - то действие благодати, которое убеждает в существовании Всевышнего с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека". В последующем он стал великим старцем. И такие письма писал людям, которые находились в отчаянном состоянии! Прочитав их, современник как будто лично пообщается с Игуменом и получит от него совет. Хороша эта книга не только для людей, которые только начинают свой путь к Богу, но и для тех, у кого нет духовника.
- Отец Николай, бывает так, что человеку недостаточно книжного общения. Ему хочется, чтобы его выслушали, с ним поговорили. В таком случае духовник просто необходим. Между тем у многих возникают трудности при его выборе. Может, посоветуете, как найти того, кто сможет укрепить в человеке веру и поддержать в моменты отчаянья?
- Говорят, что вымолить хорошего духовника еще важнее, чем спутника жизни. Поэтому нужно просить Бога, чтобы послал вам достойного батюшку.
- Но как узнать, что именно этот, а не другой человек станет по промыслу Божиему, к примеру, моим духовным отцом?
- Вот в праздничный день приехали в монастырь или зашли в любой в храм в своем городе. Там много батюшек исповедуют. Присмотритесь. И кого сердце подскажет - к тому и идите на исповедь. В выборе духовника главное, не образованность, ни жизненный опыт священника, а психологическая совместимость. Она ощущается интуитивно, сердечно. И если вы ее прочувствовали то, можете проситься к этому священнику в духовные дети.
- Наверное, ощутить эту психологическую совместимость человеку легче с батюшкой, который служит в миру. Ведь такой церковнослужитель, живя со своим духовным чадом в одной среде, лучше поймет его. Я права?
- В принципе это так. Да и это дает возможность человеку чаще видеться со своим духовником: не надо преодолевать больших расстояний. Как правило - так было бы лучше, но четкого разграничения нет. Поэтому есть люди, которые приезжают в монастырь время от времени. Они здесь исповедаются и причащаются у своих духовников, а потом возвращаются обратно в мир. Им вполне хватает такого редкого контакта со своими батюшками. Но это все индивидуально.
- А правда ли, что через духовника Господь открывает Свою волю в отношении нас?
- Да. Причем в данном случае очень важна вера самого человека в это и готовность исполнить сказанное духовным отцом. Ведь мы привыкли делать все, как нам хочется. А здесь нужно смириться. Вот вы пришли к своему духовнику за благословением на какое-нибудь дело. А он не одобряет ваших намерений. Так вот очень важно подчиниться и воспринять слова батюшки, как Божию волю.
Что ж спасибо вам отец Николай за беседу. Полагаю, что это не последняя встреча читателей "З.Д" с вами. Спаси вас Господи.
"Здоровая газета"
|