ТЕОЛОГИЯ/ЛИТУРГИКА
Густова Л.А.,
кандидат искусствоведения,
доцент БГУ культуры и искусств
автор проекта и художественный руководитель проекта
Международный фестиваль Православных Песнопений
|
Воскресения день
Национальная катастрофа 1917 года породила массовую русскую эмиграцию. Представители Русского Зарубежья сумели доказать, что и вдали от Родины возможна духовная жизнь, духовное творчество и созидание. Эмиграция кропотливо собирала и сохраняла все то, что оставила ей русская культура после всех потрясений, войн и революций.
Объединила изгнанников вдали от родины Церковь, дала им возможность ощущать себя частью России, жить и творить в русской культуре.
Русская эмиграция со времени своего возникновения располагала богатыми певческими и регентскими силами. А.И.Красностовский, Н.П.Осоргин, А.Т.Гречанинов, Н.П.Спасский, И.А.Гарднер, Н.Кедров-отец, Н.Кедров-сын, Н.Н.Черепнин, Б.М.Ледковский, М.Е.Ковалевский, А.Жаворонков, Е.И.Евец, Н.Шведов, М.Константинов и др. упрочили всемирную славу русского православного искусства. Многие из них были не только замечательными композиторами, но и выдающимися регентами. Глубокая религиозность в сочетании с хорошими познаниями в области церковного пения и богословия, навыки четкого и внятного чтения и пения помогали созданию у присутствующих за богослужением необычайно глубокого молитвенного настроения.
Задача регента, такая же как и у иконописца, - передать верующим Божественное Откровение. Музыкальная форма литургических текстов подобна прорисям иконы и должна выражать содержание Православной веры.
Композиторы-регенты Русского Зарубежья своим творчеством выполняли миссию исповедничества – свидетельствовали в мире о Православии.
На диске представлены сочинения и гармонизации древних богослужебных напевов представителей «парижской школы» русской музыкально-певческой культуры. Это литургическая музыка крупнейших русских церковных композиторов-эмигрантов.
Одним из видных музыкантов Русского Зарубежья был Николай Николаевич Кедров-отец (1871–1840 гг.). В тяжелых условия эмиграции он возродил знаменитый квартет, созданный в Санкт-Петербурге еще в 1897 г. Для квартета «Кедров» Н.Кедровым создано множество песнопений, среди которых – шедевр русского церконо-певческого искусства «Отче наш» (1922 г.). Во время второй мировой войны деятельность квартета, как и многих церковных музыкантов, была прервана. В конце 40-х гг. уже Николай Кедров-сын (1906–1981 гг.) восстановил деятельность квартета, в репертуаре которого были только православные богослужебные песнопения. Н. Кедров-сын в течение всей своей жизни сочинял и гармонизовал богослужебные песнопения. Стиль его сочинений отличался простотой, и, несмотря на острую иногда гармонию, его музыка создает атмосферу смирения, кротости и покоя.
В репертуаре русских церковных хоров в Париже было много композиций Николая Николаевича Черепнина (1873–1945 гг.). Его сочинения несут в себе единство смысла и музыкального выражения, художественный синтез слова и звука. Н.Черепнин, также как и С.Рахманинов, А.Гречанинов, А.Чесноков, А.Архангельский стремился сохранить для России музыкально-историческую преемственность. На Родине же она активно уничтожалась.
Сохраняли, исполняли и распространяли русское церковное пение тогда, когда в России это сделать было невозможно Максим Евграфович Ковалевский (1903–1988 гг.) и Борис Михайлович Ледковский (1894-1975 гг.). М.Е.Ковалевский гармонизовал и перевел на французский язык рождественские и пасхальные песнопения. Б.М.Ледковский гармонизовал множество песнопений знаменного, греческого, киевского распевов, дав старинным распевам Православной Церкви новую жизнь в новых культурных условиях.
Самый известный зарубежный историк церковного пения Иван Алексеевич Гарднер (1898-1984 гг.) кропотливо собирал, изучал и гармонизовал древние напевы Церкви. И.А.Гарднер тонко чувствовал дух церковного пения; его гармонизации и авторские композиции имеют замечательно церковный характер и не развлекают слушающего, а усиливают молитвенное состояние. Труд И.Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» стал тем фундаментом, на котором строится современное русское литургическое музыкознание.
Культура Русского Зарубежья связала незримой связью прошлое и настоящее церковного искусства в стремлении сохранить и развить традиции национальной духовно-музыкальной школы. Молитвенный опыт, духовное дерзновение, способность проникаться духом богослужебных текстов и особым колоритом самих церковных служб дает способность соединиться в единой молитве едиными устами и исполнителям, и слушателям композиций представителей церковно-певческой культуры Русского Зарубежья.
|