На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Искусства / Иконопись

иерей Святослав Евтушик

ПАЛАЧ И ЖЕРТВА. Иконография новомучеников
На тему мученичества в иконографии сегодня проходят серьезные дискуссии или даже можно сказать споры, предметом которых стали изображения мучителей-палачей на иконах новомучеников XX века. Думаю, многие желают найти исчерпывающие ответы на возникающие недоумения и расставить правильные акценты.

Хочу напомнить, что икона – это образ, изображение Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых. Иконы по своему сюжету бывают личные, житийные и праздничные. На личных иконах, как правило, изображают Господа, Богородицу, ангелов или святых с нимбами в разных ракурсах. Житийные иконы изображают сюжеты из жития святых. Праздничные, сами за себя говорят, – изображают сюжеты праздников церковных. Также по способу применения иконы бывают, во-первых, собственно иконы, написанные на доске или другом материале разных размеров, которые могут переноситься; во-вторых, миниатюры – изображения в книгах или на других предметах в качестве оформления; и, в-третьих, монументальная живопись – фрески, мозаики, изображенные на неподвижных стенах, потолках или полах.

Так вот, изображения или иконы святых (личные), где изображены именно только святые, мы видим в каждом храме, имеем их дома, поэтому и наш глаз привык их воспринимать таковыми. Гораздо реже употребляются житийные иконы, на которых помимо личного изображения присутствуют и клейма (небольшие миниатюры) с изображением ключевых моментов из жития святого. Такой способ изображения появился в Византии в IX веке, затем был распространён повсеместно. Причина этому предельно ясна – дать возможность неграмотным христианам читать житие святого прямо с иконы. К этому же типу можно отнести и акафистные иконы, на которых изображены содержания кондаков акафиста Господу, Пресвятой Богородице или какому-то святому. Но мы хотим разобраться с таким явлением, как изображение отрицательных персонажей на иконах.

С V-VI веков появляются иконы-распятия Спасителя с изображением воинов, бросающих жребий об одеждах Христовых. В Британском музее находится барельеф этого же периода с образом распятого Христа с предстоящими и нарисованного рядом, повесившегося на дереве Иуды. Таким образом, видим, что довольно ранние изображения, которые уже можно назвать иконой имеют подобные сюжеты.

Далее заслуживает внимания всем известная икона усекновения главы Иоанна Предтечи, которая по своему сюжету является и житийной, и в тоже время праздничной. На ней изображен воин, который выводит Иоанна из темницы и отсекает ему голову. Церковью особо почитается этот день 11 сентября по новому стилю и прославляет Предтечу Господнего, стоящего в Истине, которая есть Сам Христос.

Еще хочу обратить внимание на миниатюры IV-XII веков и Византийские, и Синайские, которые являются оформлением книг Священного Писания и богослужебных книг. Так же жития мучеников и последования служб им, оформлялись миниатюрами с изображениями мученического подвига святых.

К этому же периоду, который называют «золотым веком иконописи», относятся монументальные изображения (фрески и мозаики), изображающие подвиг мученичества. С IV-V веков, когда Христианство стало законным, стали строить на местах, где приняли смерть за Христа или были погребены святые мученики, храмы, называемые мартириумами. Эти храмы расписывались фресками с изображением мученического подвига святых. В принципе, из мартириуамов эти сюжеты перешли и в другие храмы.

Таким образом, мы видим, что иконографический сюжет мученичества, естественно с изображением мучеников-палачей, имеет место практически повсеместно от истоков иконы как таковой. Для чего? В своей основе иконографический сюжет мученичества имеет ту же цель, что и жития: утверждение веры и вдохновение читателя подвигом святого, а также усмотрение разнообразия божественного промысла. В таких сценах мученик изображен в полном смирении и послушании воле Божией по образу Богочеловека Христа, о котором пророк Исаия говорит: «Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Почему? Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Следовательно, и жизнь христианина протекает сугубо по благодати. Поэтому и жития содержат в основном описания ключевых моментов из жизни святого, которые явно были даны ему Господом. Поэтому эти сюжеты художники-иконописцы применяют, для написания жития святого в красках.

Как мы уже заметили, мотив мученичества изначально сформировался в качестве фресок храмов, и параллельно в миниатюрном оформлении книг. На западе изобразительное искусство до XIII века было византийским, затем началась эпоха ренессанса (возрождения) и тема мученичества реализовала себя в картинах и скульптурах светских художников (1). Это направление у них сохранилось практически до сегодняшнего дня. В иконе собственно остался житийный способ изображения в виде клейм по периметру основного образа.

Однако в современных иконах, преимущественно святых новомучеников XX века, мы наблюдаем необычное для иконы, явление – житийный сюжет, который должен был бы располагаться в виде клейм вокруг образа святого, но выходит за рамки всех канонов и предстает, как самостоятельный сюжет. Чтобы понять такое решение в иконе, используемое, современными иконописцами надо взять во внимание сам факт канонизации святых новомучеников. Во-первых, сонм новопрославленных выходит далеко за рамки десятка святых и исчисляется тысячами и даже десятками тысяч. Во-вторых, само гонение на Церковь было каким-то непредсказуемым, не смотря на то, что более двадцати лет продолжалось физическое уничтожение христиан. Было такое время, что каждый человек мог быть репрессирован и расстрелян. Соответственно, и подвиг новомучеников был скоротечным. Это были и архиереи, но в своем большинстве простые священники, монахи и миряне, о жизни которых нам мало что известно. А значит, и нет смысла писать житийные иконы, выдумывая сцены, которые практически у всех были если не одинаковы, то уж очень похожи. Но чтобы изобразить сам подвиг этого духовного противостояния или противопоставления двух сторон Церкви и богоборческой власти иконописцы использовали такой стиль написания, который можно назвать чем-то средним между миниатюрой и монументальным сюжетом.

В чем же выражается это противопоставление Церкви и гонителей. «Не бойтесь, – говорит Спаситель, – убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф.10:28). И всякого, кто исповедает Меня пред людьми, исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32). Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10:34-39). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всею душею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). Но если человек любит кого-то или что-то, или даже свою жизнь больше Бога, то он недостоин Бога. Вот христианское восприятие жизни, вот те принципы, за которые человеку лучше умереть, нежели жить без Бога. Кто-то назовет это фанатизмом. Нет! Это не фанатизм, это духовная борьба, это верность Богу даже до смерти. «Мир во зле лежит (1Иоан.5:19). А диавола, отца лжи, Господь назвал князем мира сего, который не имеет с Ним ничего общего» (Иоан.14:30). Но князь мира имеет власть здесь на Земле. Поэтому и борьба, как противостояние добра и зла, продолжается, пока человек живет на Земле. Князь мира ненавидит Христа и всех чад его, и поэтому случаются моменты в истории Церкви, когда рассвирепевший зверь уничтожает верных с особой жестокостью, используя всегда власть. А Христос утешает, говоря: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф.5:12).

Один человек заметил, что на иконах новомучеников красноармейцы имеют благообразный вид, у них отсутствует выражение диавольской ненависти и зла. Странно. Ведь с такой ненавистью истребляли христиан, а на лицах мир и спокойствие. Но «медаль» имеет две стороны. Первая – зло всегда было привлекательным, начиная от эдемского запретного плода, и заканчивая пришествием в мир антихриста. Змий настолько «разрекламировал» плод от дерева познания добра и зла, что Ева забыла о своем послушании Богу. Тоже будет и во времена антихриста, когда люди не просто будут восхищаться им и его псевдо чудесами, но будут боготворить его. Вежливость и педантичность, в которые облекается зло, симпатизируют человеку и располагают принимать его, как правду и справедливость. И наоборот – монахи-подвижники или даже просто глубоко верующие христиане, не разделяющие всеобщих ценностей, определяются в отбросы общества. Вторая сторона медали заключается в том, что Сам Христос молился за своих распинателей, и нас учил любить врагов (Лук.6:27). Как же тогда иметь совершенную любовь к врагам, изображая их с нечеловеческим лицом, с диавльской яростью и ненавистью? Это будет уже осуждением, а не любовью. Иконы пишутся нами, христианами, поэтому и свет Божественной любви накладывает свой отпечаток на эти образы, цель которых – просветить этим светом наши сердца.

См. также phenomenonsofhistory.com

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым