"Пресс-релиз выставки иконописной мастерской Довнара «IKONIQUE»
Минск, 14 января 2008г. Приход "Всех скорбящих Радость".
Фрески из православных храмов и соборов Польши можно увидеть в Минске.
14 января в Храме в честь иконы Всех Скорбящих Радость, который находится по адресу: Притыцкого, 65, в
конференцзале в 15 00 впервые в Белоруссии открылась персональная выставка иконописной мастерской. Это
своеобразный творческий отчет за 15 лет иконописных работ и фресковой живописи в церквях Белоруссии и
православных храмах Польши Довнара Виктора, члена Союза Художников Беларуси, и Довнара Алексея - члена Союза
Дизайнеров Беларуси.
Иконостасы и росписи сделаны в каноне 13-14 веков, когда икона ещё не приняла на себя множественные
наслоения западных культур. Вопрос о стиле росписи стал особенно важным для иконописной группы. Сегодня
зарождается новая белорусская школа иконописи. И, возможно, такие выставки станут традицией в культурной жизни
столицы.
Пятнадцать лет назад никто бы не подумал что мультипликатор и режиссер киностудии "Беларусьфильм" будет писать
иконы и делать росписи в храмах. Долгожданный сын, рождение которого подтолкнуло родителей к вере - стал
сегодня не просто помощником а художественным руководителем проектов росписи в Тарасово и Налибоках. Впервые
Алексей попробовал себя в роли иконописца помогая отцу, когда тот расписывал в Минске Храм в честь
Равноапостольной Марии Магдалины.
Выставка будет работать до 16 февраля. За это время в конференцзале Храма в честь иконы Всех Скорбящих
Радость будут проведены мастер-классы иконописи, круглый стол с искусствоведами и священством . Выставка призвана
поднять вопросы становления белорусской школы иконописи, дать широкую информацию о качестве и стиле работы
белорусских иконописцев. Поднять вопросы чистоты канона в росписи.
Выставку открыл настоятель Храма О. Игорь Коростылёв. Среди приглашённых -представительства православных
посольств в Минске, священнослужители , искусствоведы, культурологи, иконописцы , представители Союза Художников
Беларуси, мастерская мультипликационных фильмов. Такая выставка проводится впервые - иконописцы не подписывают
свои работы и их имена знает только история.
Контактное лицо
Лось Наталья Владимировна.
Тел (017)2 60 61 82
(029) 2 69 61 82
Trizza@list.ru
www.ikonique.org
Интервью с Лось Натальей Владимировной, женой икнонописца Виктора Довнара и мамой Алеекея Довнара на открытии
выставки иконописной мастерской Довнара
Как трудно бывает во время увидеть подсказку, почувствовать урок. Но если это происходит - ты видишь,
что события твоей жизни складываются в стройную цепочку, которая подчинена особому смыслу.
Наша семья приехала в Польшу, потому что Виктор получил там работу-роспись в сельском храме в деревне
Чижи.
Иконостас, который должен был быть готов к Успению - начинался с липовых досок. Они должны были хорошо
высохнуть. Потом их клеили, вырезали ковчег .Бабушки приносили домотканые холсты на паволоку. - это ткань,
которая приклеивается к иконной доске под левкас. Потом варили этот левкас, шкурили, шлифовали. Работа
нескольких месяцев. Никакого аванса. Я даже не знала, как выглядят польские деньги. Питались исключительно
блинами - (батюшка отдал мешок прошлогодней муки, которая осталась от просфор). А в это время в садах пахло
клубникой, зрели огурцы, помидоры, наливались яблоки.
Так как храм был Успенским, то главная икона должна была Успением Божьей матери. Мой Довнар
максималист. Он выбрал самую сложную композицию. Сколько же там было персонажей! Божья матерь, Христос над нею с
её душой в мандорле, внутри которой голубые ангелы. Двенадцать апостолов и двенадцать серафимов с крошечными
лицами.
Каждый день настоятель храма с лупой обозревал ход работы над иконой.
Она была оценена в три миллиона польских злотых. Когда дети мои просили мороженого, я с энтузиазмом им обещала
- подождите, скоро папа закончит икону и тогда будет мороженое, конфеты, новые сандалики,ранец к школе+
Наступил долгожданный день окончания работы. Мы с нетерпением ждали настоятеля. В этот день мы должны были
стать настоящими миллионерами!
Пришёл батюшка и сказал - первая икона должна быть в жертву храму.Я выбежала из дома, что бы он
не увидел, как из моих глаз полились слёзы. За старым сараем я выла полчаса. Потом со смирением пошла печь
блины.
Икону украсили удивительной красоты резным киотом, поставили на специальные носилки и понесли в храм
освящать. Длинная и единственная улица в Чижах наполнялась людьми. Они выходили из своих домов и пристраивались
за иконой. Они были празднично одеты, несли цветы и пели песни. Боже мой, ради этого стоило посидеть на одной
муке три месяца.
На следующий день на нашем крыльце появился большой кош с продуктами. Там было молоко для детей, помидоры и
огурцы и всякие недоступные нам вкусности. Пока писался иконостас - мы каждый день имели вдоволь продуктов. Это
деревня Чижи нас взяла на своё довольствие.
Так просто и доступно Господь учил нас смирению и показывал, что отдавая - мы получаем значительно больше. Ну а
мука - это же был вынужденный пост во время такой ответственной работы.
Наталья Лось. Жена иконописца
|