Еще раз о колокольном звоне…
С древности люди знали, что звук колокола имеет огромную силу воздействия на человека — прежде всего на духовное его состояние, отвращая от дурных поступков, побуждая к добру, отгоняя лень и уныние. Колокольный звон знаменуют какие-то важные исторические события. Исчезновение или разрушение колоколов – тоже знамение…
Иван III в 1478 г. предъявил новгородцам новые требования и выступил в новый поход: «Вечу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати». После непродолжительного сопротивления новгородцы подчинились воле великого князя. Символ старинной новгородской вольности — вечевой колокол — был снят и отправлен в Москву, а десятки знатнейших семейств Новгорода были переведены сосланы.
Ссылки людей при Борисе Годунове начались с ссылки колокола угличского собора: колокол зазвонил по поводу смерти царевича Дмитрия.
В XX веке богоборческая власть в СССР уничтожила огромное количество колоколов: их сбрасывали с колоколен, расстреливали, взрывали, отправляли в плавильные печи. С людьми поступали не более гуманно…
В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» ночью 15 марта 2008 года колокола оповестили о кончине главы Русской Православной Церки За границей митрополита Лавра. Никого из людей в то время на звоннице не было. «В колокола звонили ангелы», — сказал Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл.
Колокола оповещают и духовное возрождение народа. Получив в 1943 году для Церкви часть привилегий, митрополит Сергий почему-то не исходатайствовал разрешения на возобновление церковного звона. Вдруг как-то во время заседания Синода, которое происходило в Новодевичьем монастыре, ударил главный колокол. Все переполошились. Оказалось, что веревка, державшая привязанный колокол, перетерлась, а сильный ветер создал благоприятные условия для звона. Все сочли это за особый знак, и Синод подал прошение о разрешении звона, которое было дано.
Заветным желанием оптинского новомученика отца Василия было умереть на Пасху под звон колоколов. Оно исполнилось…
На колокольне приняли мученическую смерть оптинские новомученики: иеромонах Василий, инок Трофим и монах Феропонт.
Вот описание мученической кончины инока Трофима: «Инок упал. Но уже убитый — раненый насмерть — он воистину “восста из мертвых”: подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом и тут же упав бездыханным. Он любил людей и уже в смерти восстал на защиту обители, поднимая по тревоге монастырь. У колоколов свой язык. Иеромонах Василий шел в это время исповедовать в скит, но, услышав зов набата, повернул к колоколам — навстречу убийце. В убийстве в расчет было принято все, кроме этой великой любви Трофима, давшей ему силы ударить в набат уже вопреки смерти.»
Вот еще свидетельство очевидца тех событий: «Пасха красная! Пасха!» — пели мы от души... Пение оборвалось разом от какой-то звенящей тишины в ушах. Почему молчит Оптина и не слышно колоколов? Воздух в эту пору гудит от благовеста. Бросились на улицу, всматриваясь в монастырь за рекой — в рассветном тумане белела немая Оптина. И эта мертвая тишина была знаком … беды.»
В жизни и радость и скорби — все переплетено. Колокольный звон — это всегда что-то очень духовное и серьезное.
На пасху, на светлой седмице в Оптиной пустыни в колокола разрешают бить детям. Эту традицию перенимают многие монастыри и храмы.
Литература
• Л. Н. Гумилев. От Руси до Росии. АСТ Москва, 2008.
• Л.С.Запарина. Непридуманные рассказы. М., 2004.
• Нина Павлова. Пасха красная. О трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года. (http://www.vselprav.org/library/pk.htm)
Материалы блога Voices from Russia, Минского Епархиального управления
|