|
Социокультурная основа
деятельности галереи
Особенность социального статуса православного христианина в нашем
обществе состоит в том, что он является одновременно членом Церкви и
гражданином государства. Этот факт определяет личную ответственность
православного христианина за процессы, происходящие в сфере духовно-
нравственного развития общества. Мера ответственности увеличивается, если
по профессии он педагог, психолог, социальный работник или деятель культуры.
В этом случае в сферу его профессиональной деятельности входит работа по
духовно-нравственному воспитанию личности. Мы говорим о духовно-нравственном, а не о духовном воспитании, потому что последнее необходимо считать сферой деятельности священства. В то же время нельзя рассматривать нравственное воспитание в отрыве от духовного, так как духовное является первичным по отношению к нравственному. Источником духовных и духовно-нравственных ценностей общества мы признаем Священное Писание, а их носителем - Православную Церковь.
Под духовно-нравственной воспитанностью
личности мы понимаем такое состояние личности человека, при котором
христианские ценности являются основой ее внутреннего содержания
и определяют сознание и поведение. Соответственно, работа галереи
ведется так, чтобы раскрывать перед посетителями выставок соборную
точку зрения Православной Церкви по всем вопросам жизни человека
как
|
|
христианина и гражданина. Основная задача этой работы состоит во
внимательном изучении состояния общества, его жизни, выделении наиболее
важных и сложных проблем, и раскрытии христианской позиции в отношении к
ним. Эта работа достаточно сложна, поэтому деятельность галереи
обеспечивается духовным окормлением и попечительством со стороны Церкви,
участием в ее работе священников, церковнослужителей, представителей науки:
искусствоведов, педагогов, психологов, художников.
В содержании деятельности галереи определяются конкретные
социальные проблемы духовно-нравственного характера и пути их решения
средствами искусства. Следует заметить, что проблемы, о которых речь пойдет
ниже, нельзя рассматривать только как сугубо специфические для Республики
Беларусь, Их основная часть является следствием глобальных социально-
психологических процессов, которые нашли отголосок в нашем обществе.
1. Проблема изначально неверной установки личности на конфронтацию и борьбу в решении социальных и межконфессиональных проблем.
Проблемой здесь является присутствие у людей постсоветского
общества элементов сознания, в рамках которого человек рассматривается как
борец за нечто, революционер. Такое сознание предполагает поиск внешнего
врага, с которым надо бороться, а также мнение, что создать что-то можно только
разрушив предшествующее. Подобная позиция формировалась в ходе
октябрьских событий 1917 г. на основе идеи экспроприации и насилия. Духовные
истоки "борьбы против" лежат в самом начале истории тварного мира в
действиях диавола, попытавшегося "выразить протест" Творцу. Организаторы
галереи выражают в своей работе установку на позитивные, созидательные
способы решения всех вопросов, возникающих в человеческих
взаимоотношениях, включая общественные. Мы ориентируемся на диалог,
взаимопонимание и сотрудничество людей в совместной творческой созидательной деятельности, потому что наш Господь - Творец и Создатель, а человек - носитель Его святого образа. Созидание и творчество - действия, соответствующие образу Божию в человеке, поэтому экспозиционных отбор для выставок осуществляется на основе присутствия в работах позитивного мироощущения добра, любви, радости, отражения многообразия и красоты присутствия Божия в мире. К Экспонированию не принимаются работы, в которых присутствуют пафос и гордость, агрессия и жестокость, уныние и отчаяние.
2. Проблема ошибки сознания, в результате которой человек воспринимает себя по отношению к Церкви как потребитель.
Эта ошибка также является следствием установки человека - бывшего
члена социалистического общества - на потребление. На уровне обыденного
сознания человек часто воспринимает Церковь как социальный институт с
определенным штатом священно- и церковнослужителей. Как прихожанин он
приходит в церковь для удовлетворения какой-либо своей потребности -
испросить конкретных благ, получить отпущение грехов, пожать записку,
получить консультацию и др. Если резщультат обращения не вполне
соответствуе ожидавшемуся, следует критика в адрес Церкви, ее служителей,
или даже отказ от посещения храма. При этом в глубине созания часто
присутствует мысль: "Церковь д о л ж н а улучшить этот мир д л я м е н я ".
Такое восприятие своего места в соборном церковном сообществе не спасительно для православного христианина как члена Церкви, потому что человек чувствует себя общественным потребителем, а не сотрудником Богу в Его Промысле о своей жизни. Организаторы и художники галереи стремятся объединить творческие усилия людей: художников, педагогов, студентов, детей и просто людей, желающих помочь православному делу, в работе по распространению в обществе христианских ценностей, Работа организуется как совместное православное благотворительное начинание на основе личной причастности служению Богу и ближнему. Деятельность выставки объединяет творческую активность ее участников вокруг темы присутствия Божия в мире.
3. Возрастающие в мире проблемы национализма, религиозного шовинизма
и ксенофобии.
|
|
Наличие данных проблем в многонациональном и поликонфесиональном
белорусском обществе крайне нежелательно, так как не соответствует заповеди
Господней "да любите друг друга, как я возлюбил вас" (Ин. 15; 12). Придя в мир, Господь
вобрал в Себя всю полноту человечества, приняв крестную муку за каждого из людей. В
Евангелии не сказано, что спасение зависит от национальности, Проявления ксенофобии
в обыденном сознании и поведении людей являются признаком духовно-нравственной
дикости и неразвитости мышления.
Устроители галереи "Мир глазами православного художника" практикуют и
приветствуют участие в ней православных художников - представителей различных рас и
национальностей, подчеркивая этим вселенский характер Православия. Так, в выставках
галереи уже приняли участие художники девяти национальностей. Есть прецеденты
участия в выставках художников-католиков по благословению духовного попечителя
галереи и по рекомендациям Римо-католических парафий.
4. Наличие в обществе социально-демографических
проблем.
Одна из важнейших задач галереи как православного социально-педагогического
движения - распространение в общественном сознании евангельской идеи о детской
чистоте и равноценности перед Богом жизни и личности ребенка и взрослого. Господь
сказал: "…истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в
Царство Небесное; итак, кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и
кто прнимет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (МФ. 18; 3-5). В
экспозициях выставки работы детей выставляются наравне с работами взрослых. Показ
творческих детских работ призван поставить перед людьми вопрос о богоданном праве
на рождение, которое имеет каждое дитя.
В работе галереи принимают участие художники всех возрастов. Среди них есть
как заслуженные, известные мастера, так и молодые художники, только начинающие
свои творческий путь. Такой подход к экспозиционному отбору встречается впервые. В
его основе лежит идея равенства всех людей перед Господом. Тем самым утверждается
идея отношения к человеку как к образу Божию, а не как просто носителю социальной
роли.
5. Проблема неинформированности людей в области православной культуры и православного искусства.
Галерея представляет собой первый в истории белорусской культуры опыт изучения и показа зрителям творческих работ, созданных на основе православной духовности. В ее экспозициях представлены картины, выполненные в различных техниках, произведения декоративно-прикладного искусства. Объединение и показ работ, выполненных воцерковленными православными людьми свидетельствует о наличии православной художественной культуры. Высокий профессиональный уровень экспозиций галереи способствует тому, что деятельность православных художников становится одним из факторов формирования белорусской национальной культуры, В процессе организации и проведения выставок организуются научные и просветительские конференции, семинары, круглые столы, экскурсии, концерты и другие формы знакомства людей с православной культурой.
6. Проблема наличия в обществе интереса и формирование стереотипов
псевдокультуры, включающей агрессивные и развращающие образы.
Работа галереи - результат и сфера дальнейших научных и
практических разработок в области отношения к художественному образу
с точки зрения его духовно-нравственного содержания. Экспозиционные
показы галереи способствуют утверждению в искусстве положительного
содержания. Художники православной галереи не осуждают а утверждают,
стараясь поделиться со зрителями красотой Божия творения, которая
открылась им Его милостью. Духовно-философская интерпретация
представляемых работ индивидуальна в каждом произведении, так же как
личность каждого из художников. Потому что встреча с Богом
индивидуальна для каждого человека. У каждого свой путь к Богу по Его
Святому Промыслу. Экспозиционное соединение произведений
православного творчества свидетельствует о соборном видении бытия
человеком - членом Церкви.
7. Проблема наличия в обществе суеверий,
искажения и размывания христианской
догматики, подмен в духовной жизни, церковного непослушания.
В Евангелии Господь говорит: "…а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь." (Мф. 18; 17). Часто случается так, что, из-за незнания позиции Церкви по основным вопросам жизни православного христианина, отсутствия опыта церковного послушания и благочестия, человек оказывается не в состоянии ориентироваться в конкретных житейских и социальных ситуациях. И тогда искреннее стремление служить Богу и ближнему не реализуется совсем или принимает искаженные формы: вместо служения добру человек угождает силам зла. Соединение слова и образа в работе галереи способствует включению людей, посещающих выставки галереи, в церковное православное общение, их знакомству с позицией Церкви по различным вопросам.
Универсальность духовно-нравственного знания в ее национальной форме присутствует в характеристике белорусского народа как народа христианского. Христианские ценности являются основой менталитета белорусов, их самосознания,
социально-психологических характеристик и национальной культуры. Поскольку около
80% белорусов исповедуют христианство в форме Православия, мы остановились на
православном мировоззрении как основе содержания образа. При этом мы не делаем
попыток оценки духовно-нравственного опыта христиан иных конфессий. Наша позиция
состоит в открытости для взаимодействия со всеми людьми на социально-нравственной
и гуманистической основе.
Организаторы галереи ведут научно-исследовательскую и практическую
социально-педагогическую деятельность в области художественного творчества на
основе православных духовно-нравственных ценностей. Выставки экспозиции носят
концептуальный характер и представляют материалы, имеющие духовно-нравственную,
художественную, историческую и культурную ценность. Проект призван содействовать
духовному возрождению народа, развитию его нравственного и национально-культурного
самосознания. Важнейшими задачами работы галереи являются: а) изучение и
распространение духовных и культурных традиций белорусского народа и Православной
Церкви, имеющих общечеловеческое значение в формировании морально-нравственных
ценностей общества; б) развитие творческой социальной деятельности различных групп
людей (художников, деятелей науки и культуры, социальных и педагогических
работников, студентов, учащихся и др.) в процессе оформления экспозиций выставок,
имеющих духовно-нравственную, эстетическую и воспитательно-дидактическую
ценность.
Свою работу галерея осуществляет в сотрудничестве и во взаимодействии с
церковными и светскими министерствами, управлениями и ведомствами,
государственными общественными и церковными организациями и учреждениями, образовательными и благотворительными центрами, средствами массовой информации. Галерея работает по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Официальным учредителем галереи является Белорусский Экзархат Московского Патриархата, соучредителями - УО "Белорусская государственная академия искусств", ЧУО "Институт современных знаний им. А.М.Широкова". Материальное обеспечение работы галереи осуществляется на основе благотворительности. В попечительский и Экспертный советы, Организационный Комитет галереи входят священники, искусствоведы, художники, психологи, педагоги. Деятельность выставки является вкладом в реализацию "Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью" от 12 июля 2003 г.
<<
назад | далее
>>
|