|
| |||||||||||||||||||||
Cо времён раннего христианства главное место в храме - алтарь - отделялось от его остальной части перегородкой. Постепенно такая перегородка развилась в иконостас. Итак, иконостас - это "перегородка" разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Она состоит из расположенных ярусами икон. По традиции количество ярусов бывает от трёх до пяти. В центре нижнего находятся Царские врата, которые отверзаются только во время Богослужения. Справа от них располагается икона Господа Иисуса Христа, слева Богородицы и другие почитаемые иконы так называемого "местного ряда". Между иконами нижнего (местного) ряда с двух сторон размещены диаконские врата, через которые священнослужители и другие прислужники выходят из алтаря или входят в него. На диаконских вратах чаще всего помещаются иконы первых архидиаконов. Bо втором ярусе, находятся иконы православных праздников - праздничный ряд. На третьем - иконы деисисного чина. "Деисис" по-гречески означает "моление", этим словом называют композиции из трёх икон: в центре - икона Иисуса Христа, по обе стороны от неё - иконы обращённых с молитвой ко Господу Богородицы и Иоанна Крестителя. Со временем деисисный чин развился в многоиконную композицию, в центре которой находятся иконы Господа, Богородицы и Иоанна Крестителя, а по двум сторонам - симметрично расположенные иконы архангелов, апостолов и других святых.
Так как алтарная перегородка целиком состоит из икон, вспомним как говорит об иконе священник Павел Флоренский в своей классической работе "Иконостас": "Иконы своей художественной формой непосредственно и наглядно свидетельствуют о реальности этой формы: они говорят, но линиями и красками. Это - написанное красками Имя Божие…" …Иконописец Павел Анатольевич Жаров посвятил пять лет работы над иконостасом Свято-Евфросиньевской крестильной церкви прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В храме, небольшом по своему внутреннему пространству, нужно было создать образную целостность интерьера. Для того, чтобы создать целостный архитектурный образ, общий эскиз иконостаса выполнял, "задавал" масштаб автор архитектурного проекта храма Николай Михайлович Дятко. И его замысел никем не был нарушен: ни иконописцем, ни резчиком по дереву. Немаловажную роль в этом, как и в стилевом единстве икон иконостаса,резьбы, всего того, что создаёт образ, сыграло следующее обстоятельство. Равно как все иконы иконостаса писал один мастер, так и все резные работы по дереву - от ящика для свеч до иконостаса - выполнил один и тот же резчик Михаил Юревич. Резьба по дереву (морёный дуб), прекрасно написанные святые образа иконостаса настраивают тех, кто молится, на то, что это, образно - врата в рай, где находятся все, кто изображен на иконах алтарной перегородки. То обстоятельство, что иконостас крестильной церкви преподобной Евфросинии Полоцкой не имеет классических пяти ярусов, совсем не противоречит традиции. В первом ряду икон, данным прихожанам для молитвы, иконы Господа, Богородицы и святых написаны фронтально. На Царских вратах традиционно располагаются иконы Благовещения и четырёх евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Так как центральным моментом в жизни церкви является таинство Евхаристии, то в верхней части Царских врат иконописец изобразил первое, совершённое самим Господом, таинство Евхаристии - причащение апостолов на Тайной Вечере. На северных диаконских вратах, слева от Царских врат, изображен первомученик архидиакон Стефан, а справа, на южных вратах, архидиакон Филипп. Эти двери подразумеваются как вход в Небесный рай. Храмовая икона святой преподобной Евфросинии Полоцкой расположена на правой колонне перед иконостасом. Эта икона с мощевиком, в который в 1998 году была вложена частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду иконостаса расположен деисисный чин, молитва святых о нас перед Господом. Все они в молитве обращены ликами к Господу Иисусу Христу. Слева и справа от Божией Матери и Иоанна Предтечи изображены святые, которые представляют все девять чинов святости: архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, мученики, князья, преподобные, праведники, врачи-бессребреники, а также Иоким и Анна - родители Богородицы. Центральную часть иконостаса венчает крест, под которым расположена икона Божией Матери "Знамение", которая обычно является центральной частью третьего яруса иконостаса - пророческого. Поэтому этот ярус называется "Богородичный чин". Если этот ярус выполняется, то в нём размещаются иконы ветхозаветных пророков. Икона знамение Богоматери образное, иконописное воплощение пророчества Исаии (7, 14): "Итак, сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил" (с нами Бог). Изображение Богоматери с Отроком в лоне и есть это великое знамение, объявленное пророком Исаией и осуществленное. Bсе иконы написаны в традиционной технике византийской иконописи и выполнены по древней технологии с использованием для приготовления красок натуральных минералов, таких, например как малахит, лазурит, киноварь и др. Прихожане ждали и радовались появлению каждой новой иконы в иконостасе. Когда работа над ним была закончена, многие слышали, как одна старушка громко воскликнула: "Слава Богу, вот я и дожила и увидела готовый иконостас!" С глубоким благоговением и страхом Божиим ухаживают служащие храма за иконами. Они говорят: "Мы боимся оскорбить икону неосторожностью, случайным неуважительным движением". Настоятель прихода прот. Игорь Коростелёв говорит: - Высоко оценил иконостас нашего крестильного храма митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, которого православные называют "Златоустом нашего времени". И ещё. Однажды Скорбященский приход посетил известный лондонский профессор-богослов, знаток иконописи. Он долго рассматривал иконостас, а потом сказал: "С Богословской точки зрения иконостас безупречен". Уверена, что каждый, кто увидит этот иконостас, посчитает его безупречным с любой точки зрения. И будет прав. | ||||||||||||||||||||||
|