Путь к Господу через искусство
Уже много недель на доске объявлений в кафедральном соборе Минска висит объявление: «Свято-духов кафедральный собор объявляет набор православных певчих в повседневный хор. По вопросам набора обращайтесь к регенту хора».
Мне каждый раз не по себе, когда я читаю подобные объявления… «Храму требуется церковница, требуются певчие,…». С точки зрения духовного блага, которое дает послушание при храме, на такие места должна стоять очередь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет паче послушания, как послушание Церкви! Если только тряпочкой протрешь пол в дому Господнем, — превыше всякого другого дела поставится у Бога!» И единственное, что может остановить человека от работы в храме, это только осознание своего недостоинства и немощи: «И все, что ни творите в ней [церкви] и как входите и исходите, — все должно творить со страхом и трепетом и никогда не престающей молитвою», — говорил святой старец.
Отец Николай Гурьянов считал, что быть дворником при храме гораздо лучше, чем работать на какой-либо мирской работе. Но будучи, например, профессором консерватории сразу идти в дворники при церкви очень тяжело, а вот помогать, например, подпевая в церковном хоре не зазорно, а наоборот, — спасительно и для кого-то может стать серьезной ступенью духовного роста.
Многие из нас смотрели фильм «Инокиня». Жизненный путь монахини Иулиании впечатляет. И впечатляет не только зрителей, но и ее коллег — преподавателей школы-лицея при Академии музыки: многие из них поют в церковном хоре.
«Путь к Господу через искусство — окольный путь... Искусство, затрагивая отдельные стороны души, не обновляет человека… «Слово Божие властно перерождает нас, пересоздает заново силою присущей ему благодати, ибо «оно есть дух и жизнь», оно властно берет человеческую душу и ударяет по всем ее струнам...», — писал Варсонофий Оптинский.
Искусство позволяет творить, знакомство с лучшими классическими образцами музыки и литературы облагораживает душу, но нельзя переоценивать значение искусства для духовного роста человека. «Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее», — открывая действительно положительную сторону воздействия музыки, пишет в своей книге «Внемлите ангельскому пению» профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, музыковед Вячеслав Медушевский. Но в этой же книге автор подчеркивает, что «…Если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати».
«Ада родила Иавана… Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт.4,20-21). Иувал был родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в раю, — пишет в своей книге «Летопись начала» убиенный священник Даниил Сысоев.
Литургию называют небом на земле. На Литургии незримо присутствует Господь. Херувимская песнь призывает верующих отложить всякую земную мысль и заботу. Чтобы мы все, как Херувимы, окружающие престол Божий, воспевая хвалу Пресвятой Троице, обратились сердцем и душой к Господу.
Жизнь святых, особенно на заключительном этапе, становилась похожей на херувимскую песнь. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна пела Херувимскую, умирая от ран в шахте рудника. Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Святая готовилась соединиться со Христом и сделаться с Ним одно тело и один дух. Навечно: «… давайте очистим наш ум от всякой заботы и хлопот этого мира, ибо предстоит принять нам в нашу душу и причаститься Царя всего сущего».
После смерти душа будет либо с Господом либо вдали от него. Церковное пение (как слушание, так и исполнение), безусловно, сближает душу с Господом.
Литература
• Вячеслав Медушевский. Внемлите ангельскому пению.
• Даниил Сысоев. Летопись начала.
• Галатия Григориаду–Сурели. Завтра Воскресенье! Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008.
|