|
ИСКУССТВА
МОЗАИКА, РОСПИСИ
...В отличии
от духовной картины, которая опирается на сюжет и видимое
подобие, образ - творение не только для рассмотрения,
наставления, а, в первую очередь, для молитвы.
К огда-то Василий
Великий сформулировал понятие: "Образ есть подобие
первообраза", и это обозначило путь развития церковного,
сакрального искусства. Согласно своей семантике образ
- та же проповедь. В отличии от духовной картины, которая
опирается на сюжет и видимое подобие, образ - творение
не только для рассмотрения, наставления, а, в первую очередь,
для молитвы. Ещё на VII Вселенском Соборе было точно определено
отношение к мастеру, как человеку, который благодаря своему
таланту, умению может донести идею, посланную ему свыше.
Белорусский живописец Виктор
Барабанцев пришел в церковное искусство, будучи
уже зрелым человеком, со свойственным каждому художнику
стремлением выразить себя как творческую личность и смелостью
отразить свое авторское видение . Однако молитвенное состояние
в соответствии с образом несравнимо с эстетическим наслаждением.
Поэтому В. Барабанцева с особой силой привлекает возможность
высказать свою позицию как художника в строгих рамках
канона церковного искусства . И, безусловно, его не могли
не увлечь возвращенные из многовекового забвения образы
Божией Матери, преподобной Ефрасинии Полоцкой, которые
снова волнуют сегодня белорусских живописцев.
Возможность реализовать
свои поиски возникла у В. Барабанцева во время работы
над декоративной программой комплекса храма иконы Божией
Матери "Всех скорбящих Радость". Первым
опытом этого начинания стало небольшое мозаичное панно
"Преподобная Евфросиния игумения Полоцкая" над
входом в храм, посвященном ей, покровительнице Беларуси.
Главная же идея - изобразить Престольный образ на главном
входе -колокольни - требовала от мастера не только глубокого
изучения иконографии сюжета. Выделив в сюжете монументальную
сущность, В. Барабанцев смог постичь глубокое духовное
содержание. Важно также было учесть все реальные условия
восприятия будущего монументального произведения. В синтезе
с архитектурой он прозвучал особенно выразительно. И
когда Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II, приехав
в Беларусь, освящал этот образ, казалось, смальта начала
излучать настоящий Свет тихий.
В. Барабанцеву как художнику
и иконописцу свойственно умение передавать в своем творчестве
видимые только ему тайны, временами неощутимые для простого
человека. В этом убеждаешься, когда смотришь на образы
и живописные работы В.Барабанцева, которые были представлены
на выставке "Образ наших дней". Укрепляешься
в этом убеждении, когда смотришь на "пригласительное"
панно с образом Божией Матери, которая покрывает всех
своей милостью, вселяя надежду в души всех сейчас скорбящих.
Идут все верующие, поклоняясь святому образу. "Мати
Божия снисходит на землю", - говорят одни без тени
хитрости. "Мати Божия летит над землей", - говорят
другие , и это тоже правда. "Мати Божия зовет нас
за собой", - скажут третьи и тоже не ошибутся...
Геннадий Лаврецкий, искусствовед,
председатель архитектурно-художественного совета
Беларусского экзархата.
| Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на северном фасаде звонницы
|
|
БАРАБАНЦЕВ Виктор Kирилович
г. Минск
Родился 28.09.1947. В 1968 г. Окончил Минское художественное Училище. В 1978 г. Белорусский государственный театрально - художественный институт. С 1976 участник художественных выставок. Работает в области исторической картины, живописи, портрета.
Годы напряженного творческого и педагогического труда (В. Барабанцев преподает в Академии исскуств) чередуются с годами активного участия в выставках в Минске, Брюселе (Бельгия) Парламент в здании НАТО, на Кипре (Греция), Швеции, Голандии, Нью-Йорке (здание ООН) и др., где он выставлял свои серии с Чернобыльского цикла, а также пейзажи, полотна с древними замками Новогрудка, Крева, Мира.
Сложные по технике и интересные многоцветные фрески на сюжеты Священного Писания на стенах в церкви деревни Лебедева в Молодеченском районе, трудоемкие, профессионально сделанные мозаики в церквях Минска "Всех скорбящих Радость" и Марии Магдалины; в Доме Милосердия. Приглашают художника и за пределы Беларуси. В городе Белостоке, что в Польше в соборе Святого Духа находится его мозаичное панно.
Член Белорусского Союза Художников с І983 г.
Лауреат премии профсоюзов Беларуси І99І г.
Лауреат премии за Духовное возрождение 2001 г.
|
|