ИСКУССТВА/ПУБЛИКАЦИИ
Густова Л.А.,
кандидат искусствоведения,
доцент БГУ культуры и искусств
автор проекта и художественный руководитель проекта
Международный фестиваль Православных Песнопений
председатель МОО «Общество поддержки христианской культуры «Добротолюбие»
|
Рождественские встречи-2006
Наступили Рождественские праздники. Эти святые дни от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (или Богоявления) называют святки. В Беларуси святые дня называют коляды.
Во всех приходах, воскресных школах и иных церковных и околоцерковных организациях проходят рождественские утренники, вечера, встречи. И многие такие «праздники» похожи между собой как братья-близнецы: молитва – поздравление священника – театральная постановка на тему Рождества Христова – выступление детского хора с колядками – викторина – сладкий стол – молитва. Хотя и в этой схеме возможны варианты: где-то нет хора (и, естественно, нет и его выступления), где-то приглашают выступить детский хор из соседней школы или Дома культуры. Иногда в программу включают чтение стихов около елки учащимися воскресной школы, за что каждый выступивший получает небольшой подарок. И эта часть «праздника» становится самой утомительной, ведь подарок (дополнительный) хотят получить все. И никто, конечно, не слушает декламирующего малыша, тем более, что мало кто декламирует. В основном бубнят.
В некоторые приходы или школы и иные организации приглашают Деда Мороза и Снегурочку. И хотя этих героев нет в православном предании, зато они присутствуют в детских мечтах о празднике. Ведь новогодние праздники (хотим мы этого или нет) прочно вошли в нашу жизнь в предрождественские дни. И как бы добросовестно мы не постились, наши дети, если только они посещают детские сады или школу, обязательно будут включены в предновогоднюю и новогоднюю суету. Да и мы, взрослые, улыбаемся, если на улице увидим новогодних Деда Мороза и Снегурочку. И, боюсь, что сегодня уже трудно превратить Деда Мороза в Святого Василия (который приносит детям подарки в современной Греции) или Святого Николая (европейский Сант-Клаус). Да и не нужно этих превращений. Наш Дед Мороз–Красный нос как-то роднее, что ли. А святым мы будем молиться, прося их ходатайства перед Родившимся Господом.
Но вернемся на наш праздник. Дети довольны – закончился пост, они нарядно одеты, получают подарки, угощаются. И мы, мамы, тоже довольны. Мы тоже нарядно одеты, общаемся в другими мамами, можем поговорить о «высоком», полюбоваться на своих детей «со стороны».
А вот написать о рождественском празднике в газету... Оказывается, писать не о чем. Потому что каждый год о каждом рождественском православном празднике пишут одно и то же.
Так я думала-размышляла, когда ехала в Жодино, где в Доме культуры БелАЗ проходил фестиваль «Рождественские встречи». Это мероприятие проходит уже второй год подряд. Начался этот фестиваль в прошлом году по инициативе МОО «Общество поддержки христианской культуры «Добротолюбие». В этом году на «Рождественских встречах», которые были организованы Смолевичским благочинием БПЦ при участии членов «Добротолюбия», ДК БелАЗ встретились коллективы Жодино, Борисова и Плиссы. Церковные и светские хоры, обычная рождественская программа… Ну что может быть интересного? Все замечательно и очень знакомо.
И вдруг… Со сцены волнами на слушателей-зрителей полилась ЧИСТОТА, ГАРМОНИЯ. Чистые, ангельские лица не только детей, но и взрослых, просветленные божественным праздником, божественными текстами. Теплому восприятию помогало оформление зала – в нежных тонах, мягкое ведение концерта в варианте диалога матери и дочери. И столько тепла и ласки было в этом праздничном общении и певцов, и чтецов, и танцовщиц (очень неопытных и таких милых), что, казалось, какие бы испытания не понесли участники «Рождественских встреч-2006» в дальнейшей жизни, огонек этих встреч будет освящать их всегда.
|