На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Искусства / Публикации

Татьяна Гурьянова

Путь к Господу через искусство
Девушка пела в церковном хоре…

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Александр Блок (1905)


Уже много недель на доске объявлений в главном православном соборе Минска висит объявление: «Свято-духов кафедральный собор объявляет набор православных певчих в повседневный хор. По вопросам набора обращайтесь к регенту хора».

Мне каждый раз не по себе, когда я читаю подобные объявления… «Храму требуется церковница, требуются певчие,…». С точки зрения благ, которые дает послушание при храме, на такие места должна стоять очередь. Батюшка Серафим Саровский говорил: «Нет паче послушания, как послушание церкви! Если только тряпочкой протрешь пол в дому Господнем, — превыше всякого другого дела поставится у Бога!» И единственное, что может остановить человека от работы в храме это только осознание своего недостоинства и немощи: «И все, что ни творите в ней [церкви] и как входите и исходите, — все должно творить со страхом и трепетом и никогда не престающей молитвою» — говорил отец Серафим.

Старец Николай Гурьянов считал, что быть дворником при храме гораздо лучше, чем работать на какой-либо мирской работе. Но будучи, например, профессором консерватории сразу идти в дворники при церкви очень тяжело, но помогать, например, подпевая в церковном хоре не зазорно, а наоборот, — спасительно и для кого-то может стать серьезной ступенью духовного роста. Многие из нас смотрели фильм «Инокиня». Жизненный путь монахини Иулиании впечатляет. И впечатляет не только зрителей, но и ее коллег — преподавателей школы-лицея при минской консерватории: многие из них поют в церковном хоре.

«Путь к Господу через искусство — окольный путь... Искусство, затрагивая отдельные стороны души, не обновляет человека… «Слово Божие властно перерождает нас, пересоздает заново силою присущей ему благодати, ибо «оно есть дух и жизнь», оно властно берет человеческую душу и ударяет по всем ее струнам...», — писал Варсонофий Оптинский.

Искусство позволяет творить, знакомство с лучшими классическими образцами музыки и литературы облагораживает душу, но нельзя переоценивать значение искусства для духовного роста человека. «Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее», — открывая действительно положительную сторону воздействия музыки, пишет в своей книге «Внемлите ангельскому пению» профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, музыковед Вячеслав Медушевский. Но в этой же книге автор подчеркивает, что «…Если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати», «Ада родила Иавана… Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт.4,20-21). Он стал родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в раю, — пишет в своей книге «Летопись начала» о музыке, как изобретении потомков братоубийцы Каина убиенный священник Даниил Сысоев.

Литургию называют еще небом на земле. На литургии незримо присутствует Господь. Херувимская песня призывает верующих, чтобы мы все, как Херувимы, окружающие престол Божий, воспевая хвалу Пресвятой Троице, отложили бы теперь всякую земную мысль и заботу и обратились сердцем и душой к Господу.

Жизнь святых, особенно на заключительном этапе, становилась похожей на херувимскую песнь. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна пела Херувимскую, обреченная на смерть из шахты железного рудника, куда ее бросили палачи. Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Святая готовилась соединиться со Христом, и сделаться с Ним одно тело и один дух. Навечно: «… давайте очистим наш ум от всякой заботы и хлопот этого мира, ибо предстоит принять нам в нашу душу и причаститься Царя всего сущего»

После смерти душа будет либо с Господом либо вдали от него. Церковное пение (как слушание, так и исполнение), безусловно, сближает душу с Господом.

Литература:
• Вячеслав Медушевский. Внемлите ангельскому пению. Мн: Правосл. Братство во имя Архистратига Михаила, 2000.
• Даниил Сысоев. Летопись начала. Артос-Медиа, 2010.
• Галатия Григориаду–Сурели. Завтра Воскресенье! Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008.
• Русь Святая. Календарь на 2003 год с житиями святых и подвижников благочестия XX столетия. М. Благо, 2002.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым