|
Общенаучные основы
изобразительной деятельности
в аспекте работы галереи
Идея о противоречии между наукой и религией является надуманной и
спекулятивной, так как не отражает реальную взаимосвязь между обоими явлениями.
Вопрос о правомерности проникновения эмпирического знания в область духовную отражен
в Евангелии, где будущий апостол Фома говорит: "если не увижу…, не поверю". И Господь
говорит: "Подай руку твою и вложи в ребра Мои; не будь неверующим, но верующим". Так
оправданы пути, которые приводят человека к истинному выводу: "Господь мой и Бог мой".
Но Господь утверждает примат веры над разумом: "Блаженны не видевшие и уверовавшие"
(Ин; 20, 27-29). Объективная наука отражает законы устроения всего сущего, которые даны
Богом и по Его святой воле открываются человеку. Другое дело, что наука может быть и
всегда является ограниченной в своем знании. Зато у нее всегда есть перспектива.
Изобразительная деятельность, как один из видов человеческой деятельности, имеет свое место в божественном домостроительстве, где все устроено для возможности к спасению. Следовательно, такая возможность присутствует и в изобразительной деятельности, Посмотрим, что предусмотрел Господь для человека.
|
|
Рука - орган предметного взаимодействия
внутреннего мира личности с
внешним. Посредством руки человек преобразует мир в соответствии
с тем, что
происходит в его внутриличностном пространстве, т.е. в душе. Преобразует
творчески, потому что творчество есть признак образа Бога Творца
в человеке и
обязательная подструктура человеческой личности. По учению святых
отцов, в
человеке нет ничего своего, но он делает ответственный выбор за
содержание,
которым наполняет свой внутренний мир. Церковь в своих образных
выражениях
всегда удивительно точна с позиции объективных научных выводов,
которыми по
Откровению пользовалась испокон веков. Действительно, содержание
человеческой
психики определяется тем, что он переживает как непосредственную
реальность.
Человек не может ничего "придумать" из того, с чем он
в какой-либо мере не
встречался в личной практике. Внешний стимул, поступающий во внутриличностное
пространство, на физиологическом уровне оставляет след в коре головного
мозга.
При многократном повторении стимула след фиксируется, без подкрепления
-
стирается. Фиксированный след образует доминанту в коре головного
мозга, сила
которой зависит от важности и силы стимула. Восприятие человека
избирательно: он
определяет, что для него важно на основе личной цели, образующей
личностный
смысл. Доминанта сознания образует сильный очаг возбуждения в коре
головного
мозга, оказывающий влияние на все остальные очаги возбуждения, т.е.
влияет на все
действия человека в мире. Для этого Господь создал уникальный механизм
психомоторной связи: любое внутреннее движение души, любое психическое
явление
имеет эквивалент в мышечном напряжении, посредством чего реализуется
во
внешнем плане. Душа и тело взаимосвязаны и едины. Учение Православной
Церкви
об этом систематизировано еще в 14 веке святителем Григорием Паламой.
механизма психомоторной связи.
Графический
образ является проекцией мысли, мировоззренческой концепции. В
системе интеллектуальной деятельности графическая деятельность
параллельна вербальной в информативной функции. Информативная
функция изобразительной деятельности первична по отношению к художественной
(А.Н. Леонтьев). Содержанием образа является знание как результат
мыслительной деятельности. Решение художественного образа в системе
изобразительных средств носит характер символической рефлексивной
деятельности, результатом которой является представленность в
образе мировоззренческой концепции. Семиотика изображения формирует
алфавит изобразительных средств.
Их сочетание составляет текст,
который может быть дешифрован (Б.А. Успенский). Уровень рефлексивного
мышления как критериальная характеристика интеллекта (Дж. Дьюи)
проецируется в информационном содержании образа. Образ содержит
симптомокомплекс признаков и показателей взаимоотношений личности
с реальностью мира. В изображении предстает система образа мира
(А.Н. Леонтьев). Ее целостность обусловлена свойством психики
формировать системы не как набор элементов, а как организованные
целостности и структуры целого (Ж. Пиаже). Образ не является результатом
визуального восприятия так как не бывает изолированным от опыта
личности (Р. Арнхейм), его смыслового поля, содержащего осмысленность
и категориальность внутрисистемных связей объективного мира (А.Н.
Леонтьев). Человек рисует не то, что видит, а то, что знает (А.А.
Смирнов) и как действует в связи с этим знанием. В основе художественной
деятельности лежит рефлексивно-деятельностная парадигма. Сущность
парадигмы обусловлена активностью как атрибутивным качеством личности,
посредством которого реализуется индивидуальное мировоззрение
художника.
Психофизиологический механизм проекции индивидуальной картины мира в образе заключается в психомотороной связи графического следа движения (рисунка) в системе афферентно-эфферентного поля доминантной рисующей руки с гностическими образованиями и состояниями психики (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев). В основе состояний психики может лежать только реальность, так мыслить можно только теми категориями которые известны субъекту мыслительной деятельности.
|
Научное знание как результат познания объективных законов реальности
приобретает смысл и значение тогда когда его данные используются для блага
человека. Инструментальный характер знания дает возможность решать с его
помощью социальные проблемы современности.
Содержание визуальных образов нашего времени представлено как
социально-психологическое явление посредством изобразительного искусства и
видеообраза в системе массовой информации, знаковой социальной символики и т.д.
На основании критериев, разработанных современной системой графической
психодиагностики (Г.Рид, К.Маховер, Р.Бернс, С.Кауфман, Дж. Бук, К. Кох, Е.С.
Романова, О.Ф Потемкина) можно констатировать преобладание в системе
визуальных стимулов массовой культуры признаков агрессивности, тревожности,
неуверенности, фрагментарности мировоззрения. Выделяются признаки жажды
сенсорных впечатлений, которые в сочетании с вышеуказаными признаками
свидетельствует о проблемах психологического здоровья человека. В системе
профессионального мышления и деятельности специалистов в области развития
личности данная проблема трансформируется из социально-психологической в
социально-педагогическую.
Графический знак одинаково воспринимается
автором и зрителем. Поэтому действенным средством решения социально-педагогических
задач мы считаем организацию показа зрителю визуальных образов,
содержащих проекцию целостной мировоззренческой системы как основы
психологического здоровья личности. Содержание образов в такой
системе должно соответствовать критериальным характеристикам,
обеспечивающим позитивное влияние визуальных
стимулов на личность зрителя. В их числе выделяются: а) наличие
духовно-нравственного потенциала и позитивная направленность содержания
образов; б) объективность, универсальность знания, лежащего в
основе образа; в) проекция в образе мировоззрения, сущность которого
состоит в личностном принятии духовно-нравственных ценностей универсального
характера г) национальный характер содержания образов.
В
руке находится большое количество мелких мышц, связанных, практически,
со всеми подструктурами мозга как материальными носителями душевных
явлений. Когда человек рисует, он действует в соответствии с тем
знанием, которое является внутренним достоянием его личности.
Вследствие этого в графическом знаке содержится прямой перевод
мысли и чувства, знания и отношения на символический язык образа,
в основе которого лежит объективная для человека реальность. Такая
же проекция внутреннего во внешнем осуществляется посредством
слова. Слово и образ это два одинаково выразительных
параллельных вида интеллектуальной деятельности человека. Все,
что сказано, изобразимо.
|
|
|
Страница иллюстрирована
работами художника
В.Н.Сорокина
|
|
|
<<
назад |
|