|
|
Вступительное
слово епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия |
ИКОНОПИСЬ
БЕЛАРУСИ
XX - XXI ВЕКА
Раздел знакомит с современной Белорусской православной иконой конца XX - начала XXI века. Показаны основные направления иконописи различных епархий Белорусской православной церкви, а также использованы материалы прошедшей с 13 января по 18 марта 2004 г.Рождественской выставки "Иконопись Беларуси XXI века".
"С остоялось ли духовное возрождение за 15 прошедших лет,
говорить трудно, но данная выставка и наша конференция говорят о том, что
интерес к этой священной тематике не угас, а, напротив, возрастает.
Интересна реакция современного человека на икону, реакция не
рафинированного интеллигента,не искусствоведа, а простого школьника. После осмотра выставки мы спросили у подростка, что ты скажешь об этой выставке, он ответил: "Мне понравилось". Что же есть духовная жизнь и её истоки? Священное Писание учит,что всякая деятельность, направленная к Богу и имеющая целью его прославление, является деятельностью духовной. Ярким выражением духовности в жизни человечества является иконописание. Оно возникло на заре новой эры. Апостол Лука написал первый образ Богоматери, на котором почила Её благодать. Она сказала: "Сим образом благодать Моя и сила". С тех пор в роде человеческом не переводятся иконописцы.
|
Крест.
Голгофа. Доска, резьба, темпера, позолота, 60 х 42.
Иконописец Коркотадзе С.А. Брестская епархия, г. Брест |
|
Святитель
Николай Чудотворец. Доска, темпера. Оклад - шитье,
стразы, 95 х 74,7. Иконописец Кудрин А.В. Минская
епархия,
г. Минск |
|
Икона
Божией Матери "Оршанская". Доска, темпера,
позолота, цировка, 50 х 34. Иконописец Журавлев В.В.
Витебская епархия, г. Орша |
Многотруден и многоскорбен был путь иконы и иконописания. Это годы расцвета и
упадка, эпохи иконопочитания и гонения. И если бы иконописание было только уделом
человеческим, это творчество давно бы исчезло с лица земли. Но иконописание - есть
творчество Божественное и человеческое.
Икона была открыта в начале XX века. В 1913 году в Москве была устроена выставка
древнерусского искусства, и у широкой публики вдруг упала пелена с глаз. Они увидели иконы,
очищенные от векового слоя олифы, прекраснейшие творения человеческого духа, которые
могли составить честь любому народу. Истинная икона имеет высокую одухотворённость, она
|
Икона
Божией Матери "Владимирская". Доска, яичная
темпера. Оклад - шитье, стразы, 83 х 64. Иконописец
Кудрин А.В. Минская епархия,
г. Минск |
имеет благодатное молитвенное горение. Уникальна икона по
своему идейному замыслу, по его высоте. Содержанием
иконы являются иконописные типы, а также многофигурные
композиции, которые относятся к священным предметам.
Замечательна икона и по своим художественным качествам,
она имеет свой художественный язык, свои формы, свои
сюжеты. Она обладает всем богатством гаммы красок, она
имеет безукоризненное архитектурное построение. Среди
всех видов искусств нет равных иконописи по технике
исполнения. Эта техника имеет полную завершённость и
глубокую продуманность и не нуждается в какой-либо
корректировке.
Икона - уникальное явление в духовном и
культурном мире. Отсюда огромный интерес к иконе во всех
уголках культурного мира. Икону любят и почитают во всех
странах, ибо язык подлинного искусства не имеет пределов.
С особенным благоговением, с глубокой любовью
относились к иконе наши предки, было неприлично говорить
о продаже иконы, её можно было только выменять или
подарить. Никогда не говорили, что икону можно вешать, и
поэтому её всегда ставили на полку, не говорили: икона
сгорела, говорили: икона выбыла или вознеслась на небо. И
такое почитание было неслучайным. Икона является
носителем и посредником в передаче Божественной силы,
которая называется благодать. Эта сила, действуя через
иконы, может исцелять и преображать не только тело
человеческое, но и его душу.
Всем нам известна Владимирская икона Божией Матери, которая хранится в
музейном храме в Москве. Есть немало случаев, когда от лицезрения этой иконы атеисты
делаются исповедниками веры Христовой. Я лично знаю такого человека, который будучи
светским художником, у иконы Богоматери прозрел духовно и впоследствии стал
священнослужителем. С древних времён икону окружал высокий нравственный ареол.
Поэтому Церковь учит, что иконописец должен быть человеком с чистыми руками и с чистой
душой. Идеальный образ иконописца отражён в 43 главе "Стоглава" - источнике 16 века:
"Художнику подобает бытии смиренну, кротку, воздержанну, не празднословцу, не
смехотворцу, и особенно соблюдать чистоту духовную и телесную. Проводить жизнь в посте,
молитве и сугубом воздержании и с большим тщанием писать иконы Господа Иисуса Христа,
Его Пречистой Матери". Такая строгость Церкви к личности иконописца не была только лишь
заботой о сохранении духовного здоровья своих чад, это
относилось к самому существу иконописания. Икона по
|
Икона
Божией Матери "Жировицкая". Доска, темпера.
Оклад - шитье, 79 х 63. Иконописец Семашкевич С. Гродненская
епархия,
г.п. Вороново |
своей идее, по своему содержанию является священным
предметом, и тот, кто приступает её творить, должен иметь
внутреннее и нравственное единство с этим предметом, в
случае же, если возникает какое-то нравственное
несоответствие между творцом и иконою, дело успеха
иметь не будет. Наглядный пример тому случай, который
произошёл в Московской Духовной академии. Однажды туда
приехали гости из Академии художеств, это были именитые
специалисты, имеющие высокие научные степени. Цель
приезда - встреча с Марией Николаевной Соколовой,
преподавателем Духовной академии и известным
иконописцем второй половины XX века. Интерес был один,
как Мария Николаевна создаёт,пишет свои иконы. Мы,
говорили гости, изучили теорию иконописания, мы в
совершенстве знаем технику художественных изображений,
но написать икону мы почему-то не можем. Мария
Николаевна спросила: "Вы молитесь Богу?" Гости ответили:
нет. "Скажите, вы поститесь?" Нет. "Скажите, вы курите?" Да.
Тогда вы никогда не напишете икону.
Православная икона является особенным,
сокровенным духовно-художественным миром и проникнуть в этот
мир не так-то просто, однако тот, кто находит доступ к этой
тайне, открывает для себя величайшие духовные, нравственные
и художественные сокровища. Настоящая выставка говорит о том,
что в нашем обществе есть здоровый интерес к этой иконной
тайне, и мы не только стоим на пути к этой тайне, но многие
стали уже общниками сокровенных духовных тайн." |
|
Икона
двухсторонняя (лицевая сторона): Спас Вседержитель.
Доска, резьба, темпера, позолота, 34 х 26 х
5,5. Иконописец Оверко В.Г. Брестская епархия,
г. Брест |
|
|
Плащаница.
Доска, яичная темпера, шитье, 93 х 120. Иконописец
свящ. Игорь Латушко. Минская епархия, г. Минск |
|
|
Архангел
Рафаил. Доска, темпера, 104 х 53,5. Иконописец
Кресс А.Н. Минская епархия, г. Минск
|
|
|
Икона
Божией Матери "Юровичская". ДВП, полотно,
темпера, 74 х 52,5. Иконописец Мельниченко А.М.
Туровская епархия,
г. Минск |
|
|
Икона
Божией Матери "Владимирская". Доска,
яичная темпера, резьба, 82 х 54. Иконописец
Петров С.Н. Витебская епархия,
г. Витебск |
|
|
Икона
Божией Матери "Жировицкая". Доска,
яичная темпера. Оклад - шитье, 79 х 63. Иконописец
Семашкевич С. Гродненская епархия,
г.п. Вороново |
|
| Святитель
Георгий, архиепископ Могилевский и святой прп.
мученик Афанасий Брестский. Доска, яичная темпера,
позолота, 117 х 79. Иконописец Ермолаев Ю.В.
Витебская епархия,
г. Орша
|
|
<< предыдущая
| 2 | 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
следующая >> |
|
|