|
ПРОПОВЕДИ
Неделя 5-я по Пасхе,
о самарянке
БЕСЕДА
НА ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ ИОАННА, 12 зач., IV, 5-42.
|
клирик
прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость",
г. Минска
свящ. Александр Пронин |
|
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
|
ВО
ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем воскресном Евангелии мы с вами слышим рассказ об удивительной встречи Иисуса Христа с женщиной - самарянкой и Его беседе с ней о живой воде. Евангелие нам не сообщает имени этой женщины, но Предание Церкви его сохранило. Впоследствии она приняла святое крещение с именем Фотиния и мученически скончалась за веру Христову.
После того как иудеи заключили в темницу Иоанна Крестителя, вся их вражда устремилась на Иисуса Христа. Господь стал казаться им опаснее Пророка, а так как не пришел еще час страданий Спасителя, Христос уклоняется от преследования своих завистливых врагов, оставляет Иудею и уходит на свою родину в Галилею.
Путь Господа лежал через Самарию - область, находившуюся к северу от Иудеи. В этой области располагалась бывшая столица Израильского царства г. Самария. Ассирийский царь покорил эти земли, отвел израильтян в плен, а на их место поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошел народ, который называли самаряне. Самаряне приняли первых пять книг из Ветхого Завета, так называемое Пятикнижие Моисеево, поклонялись Иегове, но при этом и не оставляли служения своим языческим богам. Отвергнув писания святых пророков, все предания, они находились в презрении со стороны иудеев, которые считали их хуже язычников и всячески избегали любого общения с ними, гнушаясь и презирая их.
Проходя через Самарию, Господь со своими учениками остановился для отдыха около колодца, который, по преданию, был выкопан ветхозаветным праведником, патриархом Иаковом, недалеко от города Сихарь. Было около полудня, стояла страшная жара. Зачерпнуть из колодца было нечем. Каждый должен был приходить со своим ведром и веревкой. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Христос обращается к подошедшей к колодцу местной женщине-самарянке с просьбой утолить Свою жажду. Нельзя забывать, дорогие братья и сестры, что между евреями и самарянами была большая вражда, поэтому объяснимо неподдельное удивление самарянки на просьбу Спасителя. «Как, ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?» - вопрошает эта женщина. И Христос отвечает ей:
«Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Господь в своём ответе объясняет этой женщине, что она не стала бы задавать такого вопроса, если бы знала, Кто говорит с ней, и какое счастье Бог послал в этой встрече. В этой беседе самарянка до конца не понимает Господа, по этому и спрашивает Иисуса, откуда он может иметь живую воду, подразумевая ключевую воду, которая находиться на дне колодца, если ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. И Спаситель, отвечая этой женщине, приоткрывает тайну о живой воде. «Всякий пьющий воду сию (обычную из колодца ) - будет снова хотеть пить, – говорит Христос – А кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будит жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источник воды, текущей в жизнь вечную». Продолжая не понимать Господа и думая, что он говорит об обыкновенной воде, но только какой-то особенный, навсегда утоляющей жажду, она просит
Спасителя дать ей эту воду, чтобы избавить от необходимости приходить к колодцу.
О какой же воде говорит Христос самарянке, что за чудесная вода, пьющий которую не будет жаждать вовек?
Все мы знаем, что без воды не может существовать ни что живое. Без воды не возможна физиологическая жизнь нашего тела, потому что от нее зависят те многосложные процессы, в которых проявляется жизнь человека. Любое растение, всякий живой организм не сможет существовать без воды. Вода - это источник жизни, символ жизни. Не случайно во всех религиях мира к воде относятся со священным, благоговейным трепетом. Но в евангельской беседе с самарянкой Христос нам говорит о другой воде, той воде, без которой жизнь человека неполноценна, той воде, которая нам дает жизнь духовную, той воде, которая утоляет жажду алчущей души и вводит ее в жизнь вечную. Под этой водой мы прежде сего должны понимать благодать Святого Духа, ту божественную энергию, которая нисходить на человека в Таинстве Крещения и в дальнейшем через веру в Господа и богоугодную жизнь освящает и предохраняет его душу и тело.
Наша теплая, сердечная молитва к Богу дома и в храме, чтение книг священного Писания, посещение богослужений, участие в церковных Таинствах, добрые дела - все это и является приобщением бессмертной души к Богу, к «живой воде». Тело человека, как бы оно не было здорово и крепко, нуждается пище и без пищи слабеет и разрушается. И сад, как бы он не был прекрасен, благоустроен и плодороден, без воды засыхает и пустеет. Так и наша душа, чтобы она не погибла, была жива, должна питаться словом Божьим и евангельским учением.
Та радость, любовь, мир, которые обретает человек через веру в Господа и есть плоды воздействия живой воды, то есть благодати Святого духа на его бессмертную душу. И заканчивая сегодняшнюю беседу, дорогие братья и сестры и, я хотел бы пожелать и вам этой радости, любви и мира. До следующей встречи. Приходите к этому источнику, и вы утолите жажду своей души, и напоите ее отрадою и утешением и в этой жизни, и в будущей. Жаждущий да грядет ко Мне - призывает Господь всех нас.
АМИНЬ.
|