|
ПРОПОВЕДИ
Неделя 6-я по Пасхе,
о слепом.
БЕСЕДА
НА ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ ИОАННА, 34 зач., IX, 1-38.
|
клирик
прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость",
г. Минска
свящ. Александр Пронин |
|
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви'! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси'те; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси'те.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
|
ВО
ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем воскресном евангельском чтении мы слышим историю об исцелении Господом человека, который страдал слепотою от рождения. Об этом великом чуде повествует нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
После беседы с иудеями в Иерусалимском храме, Иисус Христос со своими учениками встречает слепого, просившего милостыню. Всем было известно, что человек этот был болен от рождения, и ученики задают вопрос Господу: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иудеи верили, что всякое несчастье, болезнь или скорбь постигая человека, является наказанием за его собственные грехи или грехи его родителей, дедов и прадедов. Но Христос, отвечая на вопрос учеников, говорит, что человек этот родился слепым ни за свои грехи, потому что не мог грешить до рождения, ни за грехи родителей, но родился он слепым для того, и чтобы на нем явилась слава Божия. Господь в своем ответе и предстоящем чуде открывает всем нам истину, что Он Христоc есть Свет мира, что спаситель пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная.
Приготовляя своих учеников к предстоящему чуду, Христос указывает им на свое Божественное происхождение и на цель своего пришествия в мир - делать дела пославшего Его Бога Отца, то есть просвещать, исцелять больных и спасать их.
Мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что множество чудес Господь свершал одним своим словом, но иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: Пойди и умойся в купальне Силаам». Возможно, все эти действия нужны были прежде всего для укрепления веры в исцеляемом, чтобы он глубоко осознал, что сейчас над ним будет совершено чудо. Исполняя повеление Христа, слепорожденный отправляется к силоамской купели, месту, которое считалось особенным среди иудеев.
Устроена она Симанской источнике, вытекавшем из-под священной горы Сион. Иудеи считали этот источник как дарованный богом своему народу, поэтому относилась к нему со священным благоговением. Люди, находясь в болезнях, часто прибегали за помощью к этому источнику и по вере сваей получали исцеление.
Омывшись в водах Селоама, прозрел и слепорожденный. Это чудо произвело сильное впечатлений на соседей и тех людей, которые его знали. Многие даже сомневались, тот этот слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как совершилось исцеление. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, чтобы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение об этом событии. Ведь чудо было совершено в субботу, а по толкованию фарисейского закона о субботнем покое не следовало даже врачевать болящих в этот день. Исцеленный рассказал и фарисеям то, что знал сам о своем исцелении. В беседе с книжниками слепорожденный признаёт в своем Благодетеле человека необычного, понимая, что такое чудо можно совершить только божественною силою. Фарисеев же поразило больше не исцеление совершенное Господом, а нарушение субботнего покоя, поэтому в дальнейшем они пытаются всяческий умалить, исказить очевидный факт прозрения слепого.
Но, несмотря на допрос и запугивание иудеями родителей прозревшего, не смотря на угрозы и изгнание его из синагоги, исцелённый остается верен истине и правде и не отрекается от своего Благодетеля.
Узнав об этом, Господь, желавший просветить и духовные очи бывшего слепого, нашел его и, открывшись ему как его Исцелитель, привел его к вере в Себя как Сына Божия.
В сегодняшнем евангельским чтении, дорогие братья и сестры, есть место одно из самых трудных для нашего понимания. Это ответ Христа ученикам на вопрос: Кто согрешил, что этот человек родился слепым? Господь отвечает: никто не согрешил, никто не виноват, это не возмездие, и даже не последствие, это случилось для того, чтобы явилась Божия слава.
В чем же Божия слава? Неужели в том, что человек прожил слепым много лет, дожил до зрелости обездоленный таким страшным образом для того, чтобы люди прославили силу Божию? Разве люди не могли бы эту Божию силу прославить, может быть, с большей радостью, если бы они увидели этого человека одаренного всеми способностями для полноценной и счастливой жизни с самого рождения?
И на этот вопрос приходится ответить отрицательно. Я думаю, что люди не прославили бы Бога, это мы знаем из собственного опыта и из опыта всех вокруг. Мы не прославляем Бога за то, что все в нашей жизни хорошо, мы не прославляем Бога за то, что имеем такой удивительный дар, как жизнь. Ко всему мы относимся не как к дару, а как должному, естественному. Естественно быть здоровым, естественно быть защищенным, естественно быть свободным - все естественно, что дает радость человеку. И редко-редко кто умеет ценить из нас это как дар, как подарок, как что-то не только не заслуженное, но такое, что является предметом нашего изумления и благодарения.
Но в еще большей степени явилась слава Божия в том, что человек этот прозрел не только телесными, но и духовными очами. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Воссияла слава Господня в этом человеке, засветилась вечная жизнь в душе этого исцеленного слепца.
Часто, окруженные горем, видя трагедии земли: войны, болезни, смерти мы начинаем колебаться душой, унывать, роптать на Господа и жизнь. И за всем происходящим не видим, что всякое обстоятельство, всякое горе, всякий случай может быть переломным в жизни человека. Именно такие трудные моменты и происходит, по примеру евангельского слепца, чудо встречи с Богом. А это гораздо важнее и значительнее всего того, чего мы боимся и не принимаем.
Сегодняшнюю беседу, дорогие братья и сестры, я хотел бы закончить словами прп. Серафима Саровского: «Если бы знал человек, – говорит преподобный, – что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к нему через любую тьму».
АМИНЬ.
|