О семи эфесских отроках
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего.
В «Символе Веры» есть слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Если жизнь ограничивается смертью, то вся жестокость, царящая сегодня в мире, вполне оправдана — «после нас хоть потоп». «Гуманные» лозунги вроде «оставим чистый мир детям» со временем враг рода человеческого все равно исказит до абсурда. Точкой опоры такая позиция стать не может. Она может лишь на время успокоить и создать очередную иллюзию.
Чаяние воскресения мертвых исправляет нашу сегодняшнюю жизнь, и очень даже существенно. Не имея твердой веры, очень сложно противостоять серьезным трудностям. Что делать, если человек умом не может поверить в существование Жизни вечной?
«Надо покорять разум, который способен лишь понимать и усваивать данное, в послушание вере. В случаях же, когда разум решается судить о вере, находясь вдали от нее и не зная ее, он неизбежно приводит человека в состояние крайнего возбуждения. Необходимо умом познавать истину, которая дается в священном Писании, чтобы любить ее сердцем... и, следуя канонам Православной Церкви, идти к своему спасению», — говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Алексий II.
Но человек немощен и все время нуждается в укреплении веры со стороны. Одним из серьезных свидетельств Воскресения Христа на сегодня является длань святой равноапостольной Марии Магдалины, которая поныне сохраняет температуру человеческого тела. Она находится на Святой Горе Афон в монастыре Симонапетра. Несколько лет назад длань привозили в Россию. «...Сей цветок живой тайного рая, сокрытого от ума разумных и недоступного мудрецам мира сего, источает тепло и благоухание новой жизни во Христе Иисусе», — пишет в житии святой Марии Магдалины старец Иерофей Загорейский.
Заглянем в историю.
В царствование Феодосия Младшего (408-450 гг.) церковь Христова была смущена еретиками, отвергавшими воскресение мертвых. В это тяжелое для верующих время Господь наглядно доказал истинность возвещенного Спасителем воскресения мертвых. Царь, епископ и народ молились Господу о вразумлении. И Господь совершил чудо: в пещере после более полуторавекового сна восстали семь благочестивых отроков, замурованных в пещере во время правления гонителя христиан императора Декия (Деция Траяна: 249-251 гг.).
Отроки уединились в пещере, готовясь принять мученическую смерть за Христа. По приказу императора вход в пещеру замуровали: отроков обрекли на смерть от голода и жажды. При этом тайные христиане Феодор и Руфим среди камней спрятали оловянные дощечки с именами отроков и обстоятельствами учиненной над ними мученической казни. Отроки не умерли. Они уснули и проспали более 150 лет.
Восстав от чудесного сна, отроки рассказали царю Феодосию о гонении Декия. Рассказ, одежды, замурованные оловянные таблички. А главное, чувство святости исходившее от юношей, не оставили у верующих сомнений в истинности Воскресения.
«На седьмой день по пришествии царя перед всенародным сонмом затихли они, преклонили на землю сияющие свои лица и снова уснули по Божию повелению, но сном уже смертным», — описывает обстоятельства перехода в Жизнь вечную святых отроков Е. Поселянин.
Царь Феодосий желал прстроить ковчеги из серебра и золота и положить в них тела отроков, но святые явились ему в сонном видении и просили оставить их почивать, в пещере на земле, как они почили прежде. Их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин), Антонин.
4/17 августа Православная церковь празднует память семи отроков из Эфеса. Святые отроки Эфесские, молите Бога о нас!
Литература
• Патриарший Православный календарь 2004 г.
• Святая Мария Магдалина. Неистощимый сосуд Христовой благодати. Святая Гора Афон, 2010.
• Е. Поселянин. Избранные жития святых. М: Изд. православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста, 2001.
• Е. Поселянин. Святая Юность. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005.
|