От греха к святости: преподобный Максим Исповедник
13/ 26 августа Православная Церковь празднует перенесение мощей преподобного Максима Исповедника.
Святой угодник родился в Константинополе. Богослов и философ, блестящий оратор, святой служил в канцелярии императора Ираклия (575-641). Император, чтобы укрепить свои позиции и «скрепить государство единой волей, как у Христа», издал указ, чтобы все подданные верили так, как верят еретики-монофелиты.
Макарий Великий говорил о том, что есть человеческая воля, а есть воля Божия, и человеческая воля — есть важнейшее условие жизни с Богом. Без человеческой воли Бог не делает ничего: «Воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей»...
Монофелиты признавали в Иисусе Христе лишь одну Божественную волю, хотя Православная церковь и четыре Вселенских Собора утверждали, что у Господа были два естества: Божественное и человеческое и две воли: Божественная и человеческая. Святой Максим не принял императорского указа о следовании ереси, ушел из страны и стал иноком.
Ересь распространялась все шире, достигла Рима. Блаженный Максим посоветовал святому Мартину, бывшему в то время Папой Римским, созвать поместный собор и осудить ересь. За это святых Мартина и Максима похитили. Святого Мартина заточили в монастырь и уморили голодом, а святой Максим был брошен в темницу. Будучи в заточении, святой боролся с ересью, как своими блестящими ответами, так и рукописными посланиями, которые переписывались другими от руки и распространялись по всей Империи.
Святого Максима доставили в Константинополь и за одно признание истинности монофелитства обещали трон Константинопольского Патриарха. Святой был непреклонен. Ему было за 70. Но не взирая на годы, подвижника веры подвергли бесчеловечным пыткам, отрезали язык и правую руку.
Но и лишившись возможности писать и говорить, святой не отступил от истинной веры. Перенеся тяжкие страдания, святой умер в изгнании в 662 году. Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в 680 году, достойно почтил память исповедника, а еретиков и их учение предал анафеме.
Максим Исповедник продолжает своё наставление в вере и в наши дни. Его труды просты в изложении, он трактует Евангелие и Ветхий Завет главным образом в нравственно-аскетическом ключе. Затруднения (апории) Священного Писания Максим Исповедник делает отправными точками для морального или духовного урока в своем труде «Вопросы и затруднения» (Questiones et dubia). «Даже самые темные и незначительные места Священного Писания в «Вопросах и затруднениях» становятся кладезем духовных указаний для аскетической жизни», — пишет об этом рукописном труде святого исследователь экзегезы Пол Блоуерс.
Преподобный Максим развивает классическое аскетическое учение о грехе. Греховные воспоминания, фантазии (прилог), вожделение и пожелание приписываются падшим духам и аффектам человеческой природы, вследствие грехопадения, а сосложение с дурными помыслам и грех на деле или греховный поступок — это уже дело свободной воли, сознательные действия человека. В покаянии, по словам Максима Исповедника, в начале необходимо удаляться от греха, совершаемого на деле, затем — от согласия на грех, затем от греховных пожеланий и прилогов. Святой выделяет ступени богопознания: покой от делания греха, прекращение распаляющего образа жизни, удаление от места общения с живущими, не хранящими себя, затем от занятий, которые ничего не приносят для жизни по Богу, уход от существования, которое рассеивает ум и ввергает его в многозаботливость. Последняя ступень — суть монашества — вообще не иметь своей воли — отречение от мира и истинное послушание Богу.
У Максима Исповедника присутствует многозначное понимание заповедей Божиих, данных в Священном Писании для отвращения и борьбы с ними. Так, например, соблюдающий заповедь «Не убий» не только отвращается от совершения своими руками убийства, но если видит алчущего, — питает его, видит жаждущего — напояет, нагого — одевает, странника — вводит [в свой дом], если увидит больного — не презрит его, если увидит заключенного в темнице — придет к нему; а тот, кто этого не сделал, — совершил убийство, ибо позволил кому-нибудь из них умереть в их обстоятельствах.
Литература
• Жития святых для детей. М.: изд. Сретенского монастыря, 2008.
• Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. М.: Паломник, 2008.
|