На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел/ Проповеди

Артемий, епископ Гродненский и Волковысский

Крестопоклонная неделя
Христианство – это самопожертвование! Когда говорится о спасении души, то душу свою можно спасти, только пожертвовав ее для Бога и ближнего своего.

В середине Поста Церковь ставит нас перед Крестом Христовым. Крест говорит нам о безмерной, об изумительной любви Божией. Его Крест – это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас.

Поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой можем понять, что означает служение Господа нашего Иисуса Христа.

Христос сошел с небес, став одним из нас, и явил нам Свою спасительную любовь. Любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос может позабыть о Себе совсем, неограниченно; позабыть о Себе до такой степени и отождествить Себя с нами так, что Он соглашается, в Своем человечестве, утратить чувство Своего единства с Богом, с источником вечной жизни, – больше того: с вечной жизнью в Себе Самом, и соединиться с нашей смертностью.

Жертва Христа заключалась в том, что Сын Божий не был подвержен смерти, в Нем не было ничего, что осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на Себя. Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего мира. Тот, Кто есть сама жизнь, в любви и сострадании опускается в смерть, которой Он не сотворил, но которая завладела миром, отравила жизнь. Смерть поглощает жизнь, но вот в смерти Христа сама оказывается поглощенной Жизнью... Мир исполнен безумия, и мы вместе с ним. Мы хотим жить для себя и ради себя. Мы думаем обрести нашу жизнь, исходя из нашего «я», замкнутого на себе, в то время как, поступая так, мы теряем ее.

Спасти свою душу человек может только через исполнение заповедей Христовых, которые есть – любовь к Богу и ближнему. Причем не просто любовь, а любовь жертвенная. Христианство – это самопожертвование! Когда говорится о спасении души, то душу свою можно спасти, только пожертвовав ее для Бога и ближнего своего. Отвергнуть свой эгоизм, отвергнуть потакание себе, перестать заботиться о себе и любить «себя любимого».

Отвергнуться себя, значит, оставить все, что разделяет меня с Богом, то есть, что сугубо мое и относится лишь к моей «частной» жизни. Это – моя самость, замкнутость в себе, которая препятствует воссоединению с Богом.

Отвергнуться себя - значит понять, что не все, что во мне, - это я, что у меня нет выбора: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал, засиял, изобразился Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас. Или отвергнуться себя такого, какой я есть, - порочного, самолюбивого, страстного - или отвергнуться Христа.

Сила Креста дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни, совершить подвиг жизни нашей. Не надо никуда ни ехать, ни бежать, ни в монастыри и пустыни удаляться. Единственное, что нужно, – принять обстоятельства своей жизни и вести себя как христиане. Возлюбите Бога своего больше всего на свете (и больше чем себя, в том числе!) и ближнего своего, как самих себя!»

Вот и будет крестный путь, вот и будет крестоношение, хождение с крестом за Господом! И тогда окажется, что это действительно тяжело, окажется, что надо не стыдиться Господа в роде сем прелюбодейном и грешном, а надо исповедовать свою веру.

Тогда окажется, что нужно и себя отвергнуться, и собой пожертвовать. Сначала пожертвовать своими удовольствиями, потом своими интересами, а потом, может быть, придется и здоровьем пожертвовать. И может быть, всей своей жизнью, в конце концов, придется пожертвовать! Тогда оказывается, что именно крест Господень и является тем тяжким и единственным средством для спасения, которое уже дано нам в начале нашей жизни и которое мы брать себе не хотим. Вот здесь нам Господь и говорит: «Хочешь следовать за мной, хочешь быть христианином, хочешь спастись – бери крест свой! Бери и не стыдись. И неси его, чтобы все видели, что ты христианин, и чтобы люди, посмотрев на тебя, сказали: «Ну, если этот верует, то Бог точно есть!» Сейчас появилось большое число людей, которые, называя себя православными христианами, никакой потребности в общении со Христом даже и не чувствуют. Им важнее получить исцеление от разных болезней, им важнее получить утешение от разных житейских скорбей, поэтому они часто прибегают за помощью только к тем или иным святым и святыням. Даже образ Креста иногда не связывается у нас со Смертью Христовой: многие воспринимают Крест и знак крестного знамения, скорее, как оберег, как то орудие, которое оберегает человека от разных темных сил, от разных внушений, сглазов, порчи, ну и всего в этом ряду.

К сожалению, у многих современных людей сильно развито совершенно не правильное представление о христианстве и о Христе. Многие приходят в церковь и вспоминают о Боге, желая, чтобы в их жизни все было гладко, тихо, мирно и благополучно. Но при этом забывают, что путь христианина — это путь крестоношения. Это значит, всегда — путь скорбей, всегда — борьба со многими искушениями и испытаниями; борьба и с диаволом, воюющим против нас; борьба и с самим собой — с теми страстями и пороками, которые живут в нас; борьба и с тем злом, которое окружает нас в мире. Конечно же, эта борьба совершается не без тех многих усилий, которые каждый человек должен приложить, не без огромного напряжения физических и духовных сил. И мы никуда не уйдем от этой борьбы. А если мы хотим благоденствия и спокойствия, хотим тихо плыть по течению, то, значит, мы предаем нашего Бога, Который зовет нас на труд, на борьбу, Который зовет нас следовать за Ним. Люди, которые ходят в Церковь, наверное, об этом не думают и часто не подозревают, что христианство – это не лоб крестить, не свечку ставить! Это дорога на казнь! На смерть – за Христа. И ученики Христовы, апостолы, бывшие свидетелями силы Божией – все умерли за Христа, мученической смертью. И всегда Церковь созидалась на крови мучеников. Поэтому ее невозможно победить традиционным способом решения проблем – убийством.

Кто пришел в Церковь не для того, чтобы примкнуть и наесться, чтобы получить от Бога свое, и не для того, чтобы, получив просимое, уйти отсюда, забыть о Боге навсегда и не думать о Нем. Те, кто пришел в Церковь для того, чтобы увидеть Христа и пойти за Христом – таковые берут Крест Господень и тащат его из последних сил. На казнь. Они тащат его для того, чтобы прийти туда, где их убьют за Христа. Так всегда было у христиан. И по-другому с христианами быть не может, не надейтесь: мы с вами должны нести Крест проповеди Христовой, которая ненавистна людям – если Бог есть, им надо менять свою жизнь, а менять ее никто не хочет. Проще побить камнями проповедника и под грудой наваленных камней предать забвению память и о нем, и о Боге. Для того чтобы мы могли отвергнуться себя полностью, целиком, нам нужно умереть, нам нужно принять смерть. Мы должны проявить готовность умереть за Господа, умереть ради вечной жизни. Для этого нам, снедаемым бесконечными страхами, нужно совершить воистину героическое усилие и не убояться самой смерти, чтобы умереть вместе с Ним, ибо вослед за апостолом мы знаем, что «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6.8). Мы можем научиться любить, и через нее познать что смерть – как забвение себя, всецелое и совершенное – соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной. И мы идем к этой любви, но она открывается нам только тогда, когда мы, оказываемся способными отвергнуться себя. Как отвергся Себя Христос и до конца явил в этом Свою любовь по отношению к нам, так и мы в ответной любви к Нему должны отвергнуться себя.

Ни Крест, ни Воскресение не могут быть поняты отдельно друг от друга. Будем помнить и о том, что наша вера в Крест неотделима от веры в Воскресение. Почитание, поклонение Кресту Христову начинается с осознания и принятия в себя этого единства. Если мы не готовы принести Христу свою жизнь, если мы страшимся смерти, если мы стараемся вместо того, чтобы принести себя в жертву Господу, обойти это, откупиться от этого чем-нибудь другим: воздержанием в пище, частым посещением богослужения, каким-то количеством денег, принесенных на храм, — чем угодно, только не принесением самих себя, то мы не имеем части со Христом, Который приносит нам всего Себя. И тысячи крестных ходов не помогут, если мы не поймем, что Крест Христов для веры одновременно — образ жизни, которому мы призваны следовать на всех путях. Нет Креста без Воскресения, но в начале всегда Крест, и, прежде всего, — видение Церкви распятой. И если совсем недавно нам казалось совершенно непонятной та радость, с которой принимали страдания и мученическую смерть древние христианские мученики, то теперь смысл их радости постепенно раскрывается нам. Неожиданные слова нашего святого недавнего времени свт. Луки (Войно-Ясенского) — «я полюбил страдание» — начинают звучать совсем по-иному. Мы начинаем понимать, что не использование Бога в своих интересах является назначением Церкви, но, напротив, наше служение Богу — вот подлинное содержание церковной жизни. Отсюда происходит и новое переживание глубин веры: «сами себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу предадим». Это уже не побег от трудностей, это смиренное принятие жизни, со всеми ее трудами и болью, принятие нашего креста. Возможно, мы не примем физических мучений за Христа, подобно христианским мученикам, но и наша повседневная жизнь процветет в Жизнь Вечную, если станет свободной жертвой Богу.

Открываются новые храмы и монастыри, возрастает число верующих, но и зло проступает сквозь кажущееся благополучие с невиданной доселе силой. Крест — неизбежный путь Церкви и каждого из нас. Тот, кто слишком страстно ищет благополучия, рискует утратить свой смысл, раствориться в мире сем, соединиться с ним в час, когда его внезапно постигнет крушение. Не об этом ли незадолго до революции 1917 года предупреждали святители Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн Восторгов и другие многие наши пастыри? Казалось, Православие — мощная сила, и огненное искушение показало, что это действительно так, но одновременно раскрылось, что такое «внешняя видимость». Мы не знаем, что ждет Церковь в будущем. В начале ХХ столетия никто не предполагал, что грядущий век станет столь страшным для Церкви, что она пройдет через горнило невиданных дотоле гонений. И сегодня, глядя в ХХI век, мы не знаем, что ожидает Церковь. Некоторым кажется: время гонений прошло, Церковь завоевала прочное положение в обществе, наступила "свобода совести". Но не надо обольщаться - времена меняются быстро. Сегодня вся страна прославляет Христа и восклицает: "Радуйся, Царь Иудейский", - а завтра, может быть, этот же самый народ отвернется от Христа, оплюет Его, будет клеветать на Него и, подобно израильской толпе, восклицать: "Да будет распят... " (Мф. 27:22, 25). Именно так произошло в годы революции. Ныне, пока еще длится земная жизнь каждого из нас, есть еще время и возможность исправить любую ошибку, омыть слезами раскаяния любое нравственное падение, любую нашу измену Христу, — снять с души позор лжесвидетельства и предоставить себя в полное послушание Христу. Мы должны учиться у Господа, у угодников Божиих, у новых мучеников и исповедников Российских видению нашего греха, если хотим устоять в новых битвах.

Что бы ни случилось в будущем с Церковью и со всеми нами, не будем разбегаться в страхе, но встретим испытания мужественно. Будем помнить, что страдание жизни сей по сравнению с жизнью вечной ничтожно и кратковременно. А Царство Божие, которое обещано нам благодаря страданиям и воскресению Господа Спасителя, вечно и нетленно.

В Евангелии сказано, что, взяв свой жизненный крест, мы должны будем последовать за Господом. Вести нас по жизни будет Сам Господь, а мы должны лишь следовать за Ним, а с Ним ничего не страшно! Господь обещает, что никогда ученики Его не встретят бедствия одни. Очевидные факты истории Церкви говорят о том, что когда христиане были гонимы, среди мучений и в ожидании смерти они узнавали пасхальную, ни с чем несравнимую радость присутствия с ними Господа. Дай же Бог нам всем сил, терпения и дерзновения на пути, который осенен Христовым Крестом! Аминь.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым