|
ПРОПОВЕДИ
Неделя
4-я по Пятидесятнице.
БЕСЕДА
НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 8, 5 – 13.
|
Настоятель
прихода храма иконы Божией Матери "всех скорбящих Радость",
г. Минска
Игорь Коростелев |
Прозвучала 27 июня 2004
года по первому каналу Белорусского радио, в программе "Воскресная
проповедь". |
5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
|
ВО
ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
Дорогие братья и сёстры! Сегодня читается Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 5-13.
Дорогие братья и сёстры! Сегодняшнее евангельское благовествование рассказало нам о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника. Римский сотник был язычником, но обнаружил перед Господом такую веру, что удивился Христос: подобной веры, как засвидетельствовал Сам Спаситель, Он не нашёл даже и в Израиле.
В чём же именно проявил капернаумский сотник особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него.
Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твёрдая вера во всемогущество Иисуса Христа: «Скажи только слово, - говорил он Спасителю, - и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». «А Ты, - как бы рассуждал сотник, - Ты – Повелитель всего мира, распоряжающийся силами его и дарами Божиими. Ты – Всемогущий Чудотворец, по одному Твоему слову исполнится всё, чего Ты только ни захочешь».
Эта твёрдая вера во всемогущество Иисуса Христа и была угодна Спасителю, и такой веры прежде всего требовал Он от всех, обращавшихся к Нему с теми или иными нуждами, с теми или другими просьбами: «Веруете ли, что Я могу это сделать? По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 28 – 29) – говорил Спаситель.
И от нас, братья и сёстры, если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется сердечное, живое и твёрдое убеждение в том, что Бог – везде, всё видит, всё знает. Что Он премудр, всесилен и всемогущ. Что Он благ, милосерд и любвеобилен, - и поэтому может и хочет исполнить наши прошения. Господу угодно, когда мы воздаём Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твёрдой верой мы и являем пред Ним это исповедание.
Слово Божие говорит нам: «Если кто (имея твёрдую веру) скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет (Мк. 11, 23). А сомневающийся, - говорит апостол Иаков, - да не думает получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 6-7). Кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10, 38), - говорит Господь.
По мере веры нашей получаем мы и помощь на исполнение воли Христовой. Тот, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силы на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою своего бездействия показывает и меру неверия своего, потому что неверие лишает благодати, помогающей исполнению заповедей. Вера поставлена посредницею между Богом и людьми. Бог принимает нашу веру, зная, что мы ничего не можем принести Ему для спасения своего кроме неё. За веру Господь милует нас и подаёт нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Всё это мы действительно получим, если будем соблюдать всё то, что обещали соблюдать во Святом Крещении, и избегать того, от чего отреклись во Святом Крещении. Когда соблюдаем мы всё это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, подтверждая веру свою делами своими, делаясь святыми и совершенными чадами Бога Небесного и во всём подобными Ему, как и Он сделался подобным нам по всему, кроме греха. Только мы сделались подобными Ему по Его любви и Его благодати.
Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нём только великое и преславное, исповедуя, что Он один есть Владыка, Господь и Творец всего и что Он бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и неизречен. Кто это знает и верует… тому легко предать себя на подвиги благоугождения Ему, по любви к Нему, чтобы сподобиться быть – не сказать сыном Его и наследником, но хоть бы одним из верных рабов Его, стоящих близ Него. Вера – есть готовность умереть Христа ради за заповеди Его в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; нищету вменять в богатство; худость и ничтожество – в истинную славу и знаменитость, и в то время, как ничего не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь. Вера во Христа есть не только пренебрежение всеми благами жизни, но и терпеливое и смиренное перенесение любых искушений в печалях, скорбях и неприятностях, пока Бог не соблаговолит увидеть нас. Бог от сотворения мира провидел всех, которые уверовали и могут уверовать в Него, которых призвал, и будет призывать до скончания мира; призвав, оправдал, и будет оправдывать. Оправдав, прославил и будет прославлять, таинственно делая их сынами Божиими претворяя их в новых из ветхих, и в бессмертных из смертных. Плод нашей христианской веры есть здоровье души. Потому Бог сделался Человеком, чтобы душа через Него могла воспринять своё здоровье. Если душа у кого-то не здорова, тот ещё не стал настоящим христианином. Здоровою же душа делается силою Божиею и светом благодати, даруемой Христом за веру. И насколько возрастает вера, настолько множится плод Духа. Плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание. Сокровищ веры не вмещает ни земля, ни небо.
Далее, в прошении сотника обнаружилась вера смиренная – вера человека, проникнутого глубоким сознанием своего недостоинства. Иисус Христос хотел лично прийти к больному слуге сотника, тот же, отвечая, сказал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Сотник показал великое смирение, сознание своего ничтожества перед Всемогущим Спасителем. Сердечная, твёрдая, истинная вера всегда бывает соединена со смирением. Там, где исповедуется всемогущество и величие Божие, в то же самое время исповедуется и ничтожество человека пред этим величием и всемогуществом.
И нам, дорогие братья и сёстры, когда обращаемся мы с каким-либо прошением к Богу, следует иметь смиренное сознание своего недостоинства, своего бессилия и немощи, а не думать о себе, что мы что-нибудь значим перед Богом, чем-нибудь заслуживаем Его милость к себе. Все подобные гордые помышления нужно отгонять от себя, потому что именно они-то и бывают причиной того, что Бог не исполняет наших прошений. «Бог, - пишет апостол Пётр, - гордым противится, а смиренным даёт благодать (1 Пет. 5,5). И на кого посмотрю, - говорит Господь, - только на кроткого и молчаливого и трепещущего слов Моих (Ис. 66, 2).
Наконец, в прошении сотника мы видим веру, соединённую с любовью к ближнему. Из любви, из сострадания к ближнему – и не родному, а чужому, слуге своему, - сотник и заботится, и беспокоится, и смиряется перед Спасителем: «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает», - взывает к Спасителю смиренный, чувствительный к страданиям ближних сотник. За это на его любовь и отозвалась Божественная Любовь и сейчас же выразила готовность исполнить прошение веры.
А у нас часто бывает так, что, обращаясь с просьбами к Богу, мы в то же время имеем и носим в себе вражду и злобу к ближним своим. Бывает и так, что люди обращаются к Богу с прошением, чтобы Он наказал их недругов какими-либо бедствиями и несчастьями. И как же мы хотим, чтобы Господь услышал такие наши просьбы и исполнил их, когда Он говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 – 15)?
Бывает так, что хотя и нет в нашем сердце вражды и злобы по отношению к ближним, однако царят у нас в душе во время молитвы холодность и равнодушие к их нуждам, и не оказываем мы им милости, хотя и могли бы оказать. С какими же мыслями и духом обратимся мы тогда к Господу с прошениями о своих нуждах? Полагаясь лишь на одну веру свою? Но ведь только «вера, действующая любовью» (Галл. 5, 6), имеет цену в очах Божиих. А о немилостивых сказано, что «суд без милости не сотворившему милости» (Иак. 2, 13).
Итак, дорогие братья и сёстры, будем обращаться к Богу со своими просьбами с верою живой, сердечной и твёрдой, растворённой и проникнутой любовью к ближним, и тогда Господь услышит наши прошения и исполнит их, ибо Он Сам сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (то есть необходимое для временной жизни нашей) приложится вам» (Мф. 6, 33).
АМИНЬ.
Литература: 1. Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного.
Проповеди. Москва, 2002 г.
2. Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых
отцов. Москва, 2001 г.
|