На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Жития Святых

подготовила Татьяна Гурьянова

От греха к святости. Пример святителя Нифонта, епископа Кипрского

Православная Церковь чтит память святителя Нифонта (IV век), епископа Кипрского 5 января (23 декабря). К сожалению, нам не удалось найти ни одного храма, предела, братства или сестричества, названного в честь этого святого.

Повесть об обращении ко Христу от страшных беззаконий юноши Нифонта – один из явленных Господом примеров, того, что нет той глубины падения, из которой человек не может подняться до лучезарной святости.

Падения людей, живущих вначале благочестиво, а затем погрузившихся в греховные глубины, достаточно часты в наши дни. Но и чудесна и изобильна Божия помощь, возводящая из ада: где умножится грех, там преизобилует благодать (Рим. 5: 20).

Во время своего посещения Беларуси в ноябре 2011 года отец Ефрем, игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон пересказал печальную историю, «которую не могу до сих пор понести», — говорил игумен, — рассказанную ему молодым человеком — сыном священника. «Самый большой лицемер в мире — это мой отец, — говорил этот юноша, — Очень красиво проповедует, но когда домой приходит: «Я все это сказал из-за зарплаты», — говорит. Никогда дома не постился. И вообще ничего не соблюдал». Горько нам это слышать о такой насмешке над святынями. В случае, описанном отцом Ефремом, думаю, имеет смысл молиться святителю Нифонту.

Уроженец северной Азии, Нифонт был сыном знатного человека и в отроческом возрасте послан для образования в Царьград. Нифонта поселили в доме воеводы и учителем поставили священника.

По нраву Нифонт был доброго сердца, смиренный мальчик, любивший ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать церковное пение. Он всей душой чувствовал, что мир не кончается тем, что он видит вокруг себя, что главная сторона людского существования невидима. И если бы у Нифонта не было дурных товарищей, то, возможно, по своей этой склонности, он провел бы достойную жизнь. Дурные знакомства мало-помалу стали изменять его нрав. Он не отрекался от церкви, не смеялся над своими прежними верованиями, но порочная жизнь так крепко охватила его, что ему не оставалось времени для молитвы. Нифонт стал проводить дни беспечно и праздно, не вспомнив о Боге ни утром, ни вечером, не осенив себя за сутки ни разу крестным знамением. Ночи проводил всегда в компании товарищей и бесстыдных кутил, падая в плотские грехи, потом просыпался дома позже полудня, толкался на площадях между богатым и праздным людом, ходил на представления скоморохов… Все это убивало сердце и требовало больших расходов. Несколько раз, когда денег не хватало, Нифонт пополнял недостатки кражами. Все его раздражало, при малейшем поводе Нифонт ссорился и бранился с людьми. Будучи недовольным такой своей жизнью, он склонял к беззакониям других, тем самым стал источником соблазна для царьградского юношества. Ни увещевания добродетельных друзей, ни уговоры и мольбы хозяйки дома, в котором жил Нифонт – ничего не помогало. Казалось, что Нифонт погиб бесповоротно, что возврата из тьмы беззаконий нет.

Но Господь вразумил и отрезвил Нифонта в лице его товарища Никодима. При встрече с Нифонтом Никодим ужаснулся: «Мне страшно смотреть на тебя: как ты изменился, как низко ты пал». Это замечание друга и тот ужас, который ясно выражался на его лице, глубоко потрясли Нифонта. Ему стало стыдно и страшно. «Горе мне, – думал он. – Если я так черен, что пугаю людей, как я предстану на суд Божий? Что мне делать?! Могу ли я покаяться, могу ли я спастись? Как я скажу Богу «помилуй меня», когда я весь в скверне!»

Так рассуждая, Нифонт пришел домой. Добрый помысел внушал ему: «Припади всей душой твоей к Богу. Он пострадал за тебя, Он не отринет тебя. Вручи себя Его милосердию». Злой помысел противоречил: «Если встанешь на молитву, то потеряешь рассудок, все станут над тобой смеяться». «Отойди от меня бес, внушающий мне гибельные мысли», – Нифонт нашел в себе силу встать ночью на молитву. Он бил себя в грудь, вопил к Богу о помощи и о прощении. Он не мог сказать ни слова в оправдание себя. Его израненная грехом душа, истосковавшаяся по Боге, вопияла ко Всевышнему, просила пощады. Утром на душе было тяжело, но Нифонт все-таки заставил себя пойти в церковь. Он еле не побежал от порога церкви, но Господь помог ему преодолеть себя. Нифонт подошел к иконе Божией Матери: «Помилуй меня, – возопил он к иконе Пречистой Девы, – помоги мне по великой Твоей милости! Ты упование и надежда кающегося!»

И тут свершилось чудо. Лик Богородицы просиял, и улыбка отразилась на лике Пречистой Девы. Нифонт словно переродился перед этим чудом. Он понял, что Владычица жалеет его и готова помочь.

Но темные силы не могли выпустить легко того, кого они так легко погубили. Ему предстояла тяжкая борьба. В первую же ночь в сновидении ему предстал дьявол. Под видом бывшего товарища по распутству он в глубокой печали смотрел на Нифонта, и говорил, что скорбит о том, что Нифонт ходит к Никодиму, а его забыл. Нифонт понял, что враг рода человеческого удручен его покаянием и немедленно пошел в церковь и молился там до тех пор, пока на лике Пречистой Богоматери опять не увидел улыбку. Сердце Нифонта коснулась благодать. С этих пор икона Богородицы стала поддерживать Нифонта: когда он делал что-то плохое, лик Богоматери становился строгим.

После четырех лет искупительных подвигов (смиряя свою плоть, святой бичевал иногда себя так, что он ран отпадали куски плоти), на Нифонта снова сошла благодать Божия и с тех пор не оставляла его. Нифонт стал великим чудотворцем, был удостоен дивных видений, и прозорливостью своей помогал людям в их духовной борьбе.

Вот один из примеров прозорливости святителя Нифонта

«…Великий угодник Божий, зритель тайн, святой Нифонт, епископ Кипрского града Констанции, стоя однажды на молитве, увидел небеса отверстыми и множество Ангелов, из которых одни нисходили на землю, другие восходили горе, вознося человеческие души в небесные обители. Он начал внимать этому зрелищу, и вот - два Ангела стремились к высоте, неся душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, вышли мытоимцы бесы и с гневом сказали: "Наша эта душа! Как смеете нести ее мимо нас, когда она наша?" Отвечали Ангелы: "На каком основании называете ее вашею?" - Бесы сказали: "До самой смерти она грешила, оскверняясь не только естественными, но и чрезъестественными грехами, к тому ж осуждала ближнего, а что всего хуже, умерла без покаяния: что вы скажете на это?" - Ангелы отвечали: "Поистине не поверим ни вам, ни отцу вашему, сатане, доколе не спросим Ангела хранителя этой души". Спрошенный Ангел хранитель сказал: "Точно, много согрешил этот человек; но только что сделался болен, начал плакать и исповедовать грехи свои Богу. Простил ли его Бог, о том Он ведает. Того власть, Того праведному суду слава". Тогда Ангелы, презрев обвинение бесов, вошли с душою во врата небесные. - Потом Блаженный увидел и другую душу, возносимую Ангелами. Бесы, выбежав к ним, вопияли: "Что носите души без нашего ведома, как и эту, златолюбивую, блудную, сварливую, упражнявшуюся в разбое?" Отвечали Ангелы: "Мы наверно знаем, что она, хотя и впала во все это, но плакала, воздыхала, исповедываясь и подавая милостыню, и потому Бог даровал ей прощение". Бесы сказали: "Если эта душа достойна милости Божией, то возьмите грешников всего мира; нам нечего здесь трудиться". Отвечали им Ангелы: "Все грешники, исповедающие со смирением и слезами грехи свои, примут прощение по милости Божией; умирающим же без покаяния судит Бог". Так посрамив бесов, они прошли. Опять видел Святой возносимую душу некоторого мужа боголюбивого, чистого, милостивого, ко всем любовного. Бесы стояли вдали и скрежетали на эту душу зубами; Ангелы же Божии выходили к ней навстречу из врат небесных и, приветствуя ее, говорили: "Слава Тебе, Христе Боже, что Ты не предал ее в руки врагов и избавил ее от преисподнего ада!" - Также видел блаженный Нифонт, что бесы влекли некоторую душу к аду. Это была душа одного раба, которого господин томил голодом и побоями и который, не стерпев томления, удавился, будучи научен диаволом. Ангел хранитель шел вдали и горько плакал; бесы же радовались. И вышло повеление от Бога плачущему Ангелу идти в Рим, там принять на себя хранение новорожденного младенца, которого в то время крестили. - Опять видел Святой душу, которую несли по воздуху Ангелы, которую отняли у них бесы на четвертом мытарстве и ввергли в бездну. То была душа человека, преданного блуду, волшебству и разбою, умершего внезапно без покаяния».

По материалам Жития святителя Нифонтова, написанного Евгенияем Поселяниным (Е. Поселянин. Святая юность. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005.) и сайта Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского (Брянчанинова) - http://ignatysestry.ru/

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым