Батюшка Досифей
Радуйся, предстательнице к Богу, мир спасающая; радуйся, заступнице роду христианскому, от Бога дарованная. Радуйся, обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая -
из Акафиста Успению Божией Матери
Батюшка Досифей — так ласково называли его окружающие. Его «Радуйся» во время чтения акафиста Божией Матери на Успение было удивительно радостным и ликующим. Батюшку переполняла любовь и благодарность ко Господу и Божией Матери, которая особо покровительствовала старцу, и взяла его го Господу в Свой праздник — 23 июля/5 августа — в день празднования чудотворной Почаевской иконы Божией Матери.
Имя Досифей было дано подвижнику при постриге, который в тридцатилетнем возрасте он принял в Киево-Печерском монастыре. Имена монахам дают не случайно. В судьбах батюшки и его святого покровителя много схожего: особое расположение Божией Матери и быстрое достижение святости через безоговорочное послушание.
Мирское имя отца Досифея – Константин Сергеевич Сороченков. Будущий подвижник веры учился в начальной школы г. Кольчугино. В пятнадцатилетнем возрасте стал работать учеником электрика.
В возрасте 29 лет Константин был принят в братство Псково-Печерского монастыря. Мирские товарищи и начальство всячески отговаривали его от принятого решения. Но батюшка решительно отвечал: «Я совершеннолетний и сам буду решать, как мне жить!». Всегда мягкий и смиренный в отношениях с людьми, будущий монах был тверд и непоколебим в вопросах, которые касались чистоты Православия.
В 1966 году, в возрасте 38 лет, отца Досифея направили на Святую Гору Афон в Русский Пантелеимонов монастырь. Перед отъездом его рукоположили во иеромонаха. Один из храмов обители на Афоне — в честь Покрова Божией Матери — хотели закрыть, поскольку служить в храме было некому. Батюшка Досифей согласился служить там один.
Вернувшись со Святой Горы Афон в 1982 году, иеромонах нес послушание седмиричного священника в Псково-Печерском монастыре. На исповедях батюшка был очень требовательным и строгим. До последнего дня, превозмогая сильную боль в ногах, он спешил в храм, добираться до которого нужно было около двух часов.
Выше всего батюшка Досифей ставил молитву. В келии он молился, а кровать и шкаф переставил в место, которое предназначалось под прихожую. Многих молитвенно поминал батюшка. Его молитва была сильна.
«Монахи должны стать всецело светом, поэтому им нужно уподобиться сосне, которая превращает свои волокна (щепки) в лучину. Сосна должна вырасти на скалистом и солнечном месте. Когда с нее сдерут кору и она начнет «плакать», ее слезы, то есть смола, будут под горячими лучами солнца постоянно пропитывать ствол и постепенно превращать всю сосну в хороший материал для лучины, которая дает свет и служит для растопки, чтобы люди могли разводить для себя огонь... Через монахов действуют божественные силы посредством их молитвы, а не их собственные ничтожные силы... Монах может помогать тоннами, а не килограммами (когда, например, случится засуха, он своими молитвами может наполнить все амбары мира)», — писал старец Паисий Святогорец о том, каким должен быть монах.
Батюшка Досифей был именно таким. Он помогал людям, подкладывая в костер их жизни «не по одному полену», а сжигал топливо «целыми охапками» — и жизненные перипетии разрешались совершенно иначе. Причем батюшка Досифей молился и за тех, за кого просили, и за тех, кто просил. Спустя какое-то время отец Досифей обязательно спрашивал об исходе дела.
Вот что вспоминает о псково-печерских старцах Петр Малков: «Все они были неизменно душевно отзывчивы и добры к нам. И любопытно: время никак не умаляло их доброжелательности и даже ласковости. Приедешь в монастырь после отсутствия в нем чуть ли не с полгода, а встречает тебя в коридоре у трапезной отец Досифей и гудит со всегдашней своей хрипотцой: «Ну как, Георгий? Как, Петр?» — как будто вот только вчера расстались…»
Архимандрит Досифей (Сороченков) почил о Господе в 1998, накануне своего 70-летия, и молитвенно ходатайствует за нас сейчас перед Господом.
Литература:
• Русь Святая. Календарь на 2003 год с житиями святых и подвижников благочестия XX столетия. М. Благо, 2002.
• Паисий Святогорец. Письма. М. Святая Гора, 2009.
• Использована фотография с сайта Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru и материалы сайта http://www.pravoslavie.ru
|