Священномученик Ефрем, епископ Селенгинский
23 августа / 5 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Ефрема, епископа Селенгинского
Епископ Ефрем, в миру Епифаний Андреевич Кузнецов, родился в 1876 году в семье забайкальских казаков.
Вот что вспоминал святой о своем детстве: «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками — беднотой, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни».
Промыслом Божиим Епифаний был зачислен в духовное училище на казенное содержание. Приходской священник поручился за мальчика, обещал иркутскому владыке Вениамину (Благонравову), что тот посвятит себя служению Церкви.
После окончания училища один из его учителей попросил владыку Вениамина принять Епифания в Духовную семинарию, на казенное содержание.
По окончании Иркутской Духовной семинарии в 1898 году Епифаний был рукоположен. На втором году пастырства в родной станице у молодого священника умерла жена. В постигшем о. Епифания горе утешал его архиепископ Владивостокский Евсевий, бывший ректор Духовной семинарии, в которой учился о. Епифаний. Архиепископ убедил молодого батюшку продолжить учебу. Казанскую Духовную Академию о. Епифаний окончил в 1903 году, получив звание кандидата богословия. Ректором академии в то время был будущий митрополит Антоний (Храповицкий), который оказал большое влияние на духовное становление о. Епифания.
С 1904 года отец Епифаний ведет миссионерскую деятельность в составе Забайкальской Миссии. Он просвещает забайкальских язычников-бурят, успешно проповедует Православие среди местных корейцев. В 1909 году о. Епифаний принимает постриг с именем Ефрем. Его возводят в сан игумена, затем — архимандрита. Осенью 1916 года архимандрита Ефрема рукополагают в епископа Селингерского, викария Забайкальской епархии. Епископ Ефрем участвует в работе Священного Поместного собора (1917-18 гг.), после его закрытия остается в Москве, где его арестовывает ВЧК. В заключении ведет себя, как стойкий, мужественный исповедник. 23 августа (5 сентября — н .ст.) 1918 года, в день памяти священномученика Иринея Лионского, Владыку Ефрема расстреляли на Ходынском поле.
День преставления святого был промыслителен – сщмч. Ириней, епископ Лионский, хоть и жил в I веке от Рождества Христова, имел с епископом Ефремом много общего. Ириней также, как и епископ Ефрем, получил блестящее образование и всю жизнь непримиримо боролся с ересями. Он блестяще противостоял еретикам-гностикам, утверждающим, что мир создан демиургами (схожее учение в XIX веке проповедовал Даниил Андреев ).
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни». Епископ Ефрем познал эту истину своей жизнью.
Апостол Евангелист Иоанн Богослов, его ученик, святитель Поликарп Смирнский, ученик святителя Поликарпа Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Господа Иисуса Христа. Епископ Ефрем был тоже звеном в цепочке благодатного преемства, но количество звеньев, отделяющих его от Пастыреначальника — Спасителя, никак не уменьшило меру благодати, передаваемой при рукоположении в епископа.
И всем, кто желает быть водимым Святым Духом в наши дни, необходимо руководствоваться этой иерархией: слушаться пастырей, которые, в свою очередь, должны находиться в тесном общении с епископом.
Священномученик Ефрем был захоронен на Братском кладбище в Москве, которое снесли в конце 20-х годов, причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Литература:
• Русь Святая. Календарь на 2003 год с житиями святых и подвижников благочестия XX столетия. М. Благо, 2002.
• Как правильно относиться к духовному отцу. С-Пб.: Сатис. Держава., 2008.
Использовались материалы справочного информационного портала Алчевского благочиния http://alchevskpravoslavniy.ru, официального сайта Московской патриархии http://www.patriarchia.ru
|