|
ПРОПОВЕДИ
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
БЕСЕДА
НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 4, 18 – 23.
|
Настоятель
прихода храма иконы Божией Матери "всех скорбящих Радость",
г. Минска
Игорь Коростелев |
Прозвучала 13 июня 2004
года по первому каналу Белорусского радио, в программе "Воскресная
проповедь". |
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
|
ВО
ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
Сегодняшнее воскресное Евангелие рассказывает о призвании Господом Иисусом Христом апостолов.
Божественный учитель, сошедший с небес, открыл в прибрежных странах Галилеи великое училище небесной мудрости на земле. Здесь впервые зазвучало Слово Господа Иисуса Христа - Слово, ниспосланное Небесным Отцом людям. Великий Посланник начал первую проповедь покаяния и Небесного Царствия. «Иисус… удалился в Галилею, и… оттуда начал…проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,12-17). Это и есть тот великий свет, который, по пророчеству Исаии, должен был воссиять народу, сидящему во тьме и сени смертной. Спасительное сияние Евангелия должно было просветить и новой благодатью возродить к жизни простых людей, живших в Галилеи Иудейской, вместе с помраченными и закосневшими в нечестии язычниками. Первыми учениками, приглашёнными к этому новому учению, были Симон Петр, Андрей, брат его, Иаков и Иоанн, сыны Заведеевы. Люди простые по духу, бедные по состоянию, рыбаки по занятию. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Вот такими орудиями воспользовалась воплощённая Божественная Мудрость – немудрыми, немощными, презираемыми, чтобы посрамить, как говорит апостол Павел, мудрость, благородство и силу мира, дабы, таким образом обнаружилось, что учение Христово, которое принял мир, было делом силы не человеческой, а Божией.
Как же откликнулись на призыв эти добрые люди? Оставив в тот же час сети и корабль, следовательно, всё своё убогое имущество, и даже самого отца, они приняли призвание и без колебания пошли за Призвавшим. Таковы должны быть истинные ученики Христовы, совершенно посвятившие себя Христу, отделившиеся и отрешившиеся от всякой мирской суеты.
Апостол – значит посланник. Так в те времена называли царских представителей. Представителями Богочеловека Иисуса Христа, посланными во весь мир для проповеди о всемирном спасении и Небесном Царстве, были ученики Христа, названные Им также апостолами. «Избрал из них двенадцать, которых наименовал апостолами (Лк. 6, 13), и послал их проповедовать Царствие Божие (Лк. 9, 2): идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).
Но и само послание апостолов было чудесно: «так же,- говорит Он,- как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Это значит, как Апостолом Предвечного Отца был Сын, ниспосланный на землю, чтобы выполнить великое дело божественного домостроительства, так апостолами воплотившегося Сына Божия были Его ученики, имеющие всю власть от Сына. Таким образом, подобно тому, как Сын, будучи Посланником Отца, представлял лицо Отца: «кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10, 40), так и ученики, как апостолы Сына, представляли лицо Самого Учителя: «кто принимает вас, Меня принимает (Мф. 10, 40), и слушающий вас, Меня слушает (Лк.10,16). Поэтому все тайны, какие услышал Сын от пославшего Его Отца, узнали и ученики, посланные Сыном: «Всё, что Я слышал от Отца Моего, сказал вам» (Ин.15,15). Итак, Сын есть Посланник и Таинник Отца, а ученики – посланники и таинники Сына. Поэтому они получили два особенных преимущества - в слове и в деле. В слове – всё, что они ни скажут, должно быть принимаемо на веру, как сказанное Самим Богом. В деле – всё, что бы они ни установили, должно быть сохранено, как бы совершённое Самим Богом. Это значит, что с одной стороны, всяк человек ложь, а с другой – апостолы имеют свойственные Богу полноту истины и непогрешимость, так как их слова не есть слова человеческие, а Божии. Их устами, как через богодухновенное орудие, говорил Дух Святой, Который есть Дух истины. «Не вы будете говорить, но Дух… будет говорить в вас» (Мф.10,20), говорил им Христос. Далее, как ни человек, ни ангел, но только Сын Божий имеет собственно духовную власть и один держит ключи, чтобы отверзать двери Небесного Царства, точно так же всю эту власть и эти ключи апостолы получили от Сына, когда Он сказал им: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).
Ни одного такого преимущества не получили пророки. Они получали дар Святого Духа, но только отчасти, именно дар пророчества, чтобы предрекать о будущем; но на апостолов Всесвятой Дух излил всё богатство божественных даров Своих, когда сошёл в виде огненных языков. Пророки не имели власти простить на земле ни одного греха, ни одного человека не могли они ввести в Царство Небесное. Но когда пришло исполнение времени Бог, как Отец, явил Своё Божественное милосердие и ниспослал Сына Своего Спасителя миру. Он передал всю сокровищницу Своего Божественного милосердия в руки апостолов, сделав их управителями Своей Божественной благодати и ключарями Небесного Царства. Поэтому они отверзли здесь, на земле, двери всемирного спасения и восход на небеса к вечному блаженству. Таким образом, пророки были вестниками древнего закона, апостолы суть вестники Евангелия новой благодати. И насколько Евангелие превосходит древний закон, настолько звание апостола превосходит звание пророка. Отсюда можно заключить, что апостол по званию значит человек, представляющий лицо Сына Божия, десница и уста Бога, человек, который в устах имеет слово Божие, и носит в деснице ключи всей духовной власти.
Таких служителей и помощников было выбрано двенадцать: Симон Петр и Андрей, его брат, которые прежде были учениками Иоанна; Иаков и Иоанн, сыновья Заведея; Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей мытарь, Иаков Алфеев, Левей, названный Фаддеем, который именуется и Иудой, Симон Кананит, он же и Зилот (ревнитель) и Иуда Искариот, на место которого впоследствии был избран Матфей.
Двенадцатичисленный лик апостолов Дух Святой предуказал в Божественном Писании, во многих образах. Патриархов, сыновей Иакова, было двенадцать, которые, как двенадцать богонасажденных деревьев, произрастили многочисленные ветви, народ израильский, плод божественного обетования. Это – прообраз двенадцати апостолов, которые посредством Евангельской проповеди породили особенный народ, нового Израиля, безчисленных чад Церкви. Двенадцать было старейшин еврейских, которые под начальством первого судьи, Моисея, судили весь народ. Это – прообраз двенадцати апостолов, которые, под начальством великого Судии живых и мертвых, по вдохновению Святого Духа, судили здесь, на земле, всю Церковь Христову, а там, в пакибытии, воссядут на двенадцати престолах, судя двенадцать колен израилевых. Двенадцать соглядатаев, посланных Моисеем в землю обетованную, суть прообраз двенадцати апостолов, посланных Христом в звании епископов вселенской Церкви, которая есть земля благословения и благодати. Двенадцать было источников воды, из которых израильский народ утолял жажду в пустыне. Это прообраз двенадцати апостолов, напоивших лицо земли текущими в вечную жизнь струями божественного учения. Двенадцать было волов, поддерживавших в храме Соломоновом медное море. Это образ двенадцати апостолов, которые, как мысленные волы, плугом креста возделав Церковь, были сами закланы затем на жертвенник мученичества, как духовные всесожжения. Двенадцать звёзд окружали голову жены, которые как двенадцать звёзд сияют в венце таинственной невесты Христовой, облечённой в свет Евангельской истины. Было двенадцать драгоценных камней, которые видел тот же богослов и на которых был основан небесный Иерусалим. Это самый наглядный образ двенадцати апостолов, на которых, всех вообще, Христос основал Свою святую Церковь: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).
Вот великое, высокое, спасительное звание святых апостолов. Наша святая Церковь чтит их особенной честью, ибо они были Богомужного Слова богодухновенными устами, божественного домостроительства богозванными сотрудниками, всемирного спасения духоносными вестниками, Церкви непоколебимыми столпами, верными домоправителями новой благодати, всеблаженными ключарями Небесного Царства.
По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец, Господь по- разному нас призывает. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам; его Господь вызвал по имени. Авраам отозвался, и Господь ему велел: «выйди из земли своей, оставь своих родных, отвернись от своих богов, пойди туда, куда Я тебя поведу»… Авраам встал и пошёл, и он остался в истории и в опыте всего человечества как образ безусловной, совершенной веры.
Не так были призваны апостолы. Мы сегодня читали о том, как, проходя мимо них у моря Тивериадского, Господь их позвал, и они встали и пошли, – но это не была их первая встреча. До этого они встретили Христа на берегу реки Иордан. Они услышали свидетельство Иоанна Крестителя: «это Агнец Божий, Который возьмёт на себя все грехи мира»… И два его ученика пошли с Иисусом, пробыли целый день с ним, а затем привели к Нему каждый своего брата. При этой встрече они что-то прозрели, что было выражено Нафанаилом в его исповедании: « Ты Сын Божий»… Но тут Христос их за собой не увлекает. Он их отсылает обратно домой, сам уходит в пустыню на сорокадневный пост
и искушение, и только после двух месяцев Он снова их встречает. За это время первый восторг, который их охватил, успел остыть. Первые потрясающие впечатления улеглись. Они успели подумать, пережить, прийти в себя, вернуться к самому обыденному, что у них было на земле: ремесло, дом, семья, обычное окружение,- и когда они занялись самым обычным, когда воспоминание об Иисусе, встреченном в Иудеи, осталось у них в сердцах, а жизнь продолжала идти своим чередом, Спаситель снова прошёл мимо них, и теперь уже не предлагая ничего, Он повелел: «Идите за Мной!» - и они оставили всё и пошли.
Бывает и в нашей жизни, что в какой-то момент мы услышим ясный голос Божий, который нас зовёт по имени, и тогда мы можем встать и пойти. Бывает так, что, пережив встречу, коснувшись края ризы Христовой, мы бываем глубоко потрясены, и готовы в тот момент на любой подвиг. Но Спаситель знает, что ни на какой подвиг от восторга нашего мы не способны. Пройдёт порыв, восторг, мы вернёмся к старому и остынем. И Господь Сам отсылает нас обратно в жизнь, в семью, обратно к нашим обычным занятиям, обратно ко всему, что раньше существовало без Него в нашем сознании. Но посылает Он нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога. Это бывает после молитвы, после причащения, или в какой-нибудь непостижимый момент, когда нас коснётся жизнь. И какое-то время Он пройдёт мимо нас и скажет: «А теперь брось всё, пора за Мной идти…»
Готовы ли мы на это? Пусть каждый из нас сам ответит на этот вопрос.
АМИНЬ.
Литература: 1. Антоний, митрополит Сурожский. Воскресные проповеди. Минск,
1996 г.
2. Илия Минятий. Проповеди. Москва, 2000 г.
|