Ко дню Антония Великого
(из встреч с игуменом Ефремом)
30 января (н.ст.) Православная Церковь чтит память Антония Великого, основоположника монашества на Руси. В Минске, в Стиклево один из храмов освящен в честь святого Антония Великого.
… Во времена правления на Руси Ярослава Мудрого жил в городе Любече мирянин, и вложил ему Господь в сердце идти странствовать. Он отправился на Святую Гору Афон, видел тамошние монастыри и обошел их все, полюбил иночество, и принял монашеский постриг с именем Антоний. Наставивши и научивши его, как жить в монашестве, игумен сказал ему: «Возвратись на Русь, и да будет с тобой благословение от Святой Горы! Через тебя размножатся иноки на Руси»…
Из обращения архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ, и студентам и преподавателям Минских духовных школ:
«…Я рад за вас, что вы занимаетесь богословием. То, что вы выбрали предмет богословия – это выражение вашего благоговения. Это налагает на вас особенную ответственность перед Богом и перед людьми. Тот, кто по-настоящему хочет заниматься богословием, должен, сперва, по-настоящему заняться личной духовной жизнью. Не так, чтобы только за партами вы были богословами, а когда выходили за стены училища, жили как неверующие.
Когда-то в школе преподавал нам богословие один учитель, очень светского образа жизни. Жизнь его была далека от преподаваемых им предметов. Но вы, дети, в первую очередь, живите правильной церковной жизнью. Исповедуйтесь, причащайтесь, будьте осторожны с грехом.
Один журналист спросил меня: «Что такое чистый мир?» Кто такой чистый человек? Чистый человек — не безошибочный, безгрешный человек, а тот, кто кается. И который в таинстве исповеди исповедует свои грехи. Каждый день начинает сначала и подготавливается к Причастию Честного Тела и Крови. Будьте людьми молитвы, духовного чтения. И то, что вы здесь учите, используйте для вашего личного духовного преуспевания. И тогда станете светом для людей.
Должны знать, что богословие — это не сухой предмет, как философия, юриспруденция и другие. Вы наверное знаете, что наука-богословие непосредственно связана с опытным богословием. Не может человек стать богословом, если сперва не вкусит Бога-Слова. И всегда, поэтому, в богословии самым важным является опыт. И опыт не изучения, чтения книг, а духовный опыт. Опытом духовным называется духовная жизнь. Как у тела есть чувство вкуса, и в еде различаем мы горькое и сладкое, так и в духовной жизни существует такой вкус, духовный. Об этом говорит пророк Давид: вкусите и видите, яко благ Господь. Поэтому наше богословское слово должно всегда сочетаться с нашим богословским опытом и нашей богословской жизнью. И поэтому, обязательно, наряду и с духовным знанием, иметь и духовный опыт. «Если ты богослов, ты тогда истинно молишься, а если ты истинно молишься, тогда ты богослов», — это Григорий Богослов говорил.
Если мы хотим стать настоящими богословами, и чтобы не смеялись другие люди над нами, потому что когда человек только по имени богослов, а не по жизни, тогда смеются другие над ним. То есть, дети, чтобы слово богословское, которое выходит от вас имело силу, должно оно исходить от богословского чистого сердца.
И поэтому видим, что иногда встречаются люди, у которых есть риторический талант, и есть знания, образование, и очень красиво они говорят, но видим, что на их слово нет отзыва, и людей это слово не достигает. Почему, думаете, так? Потому что это слово не исходит от богословского сердца.
Богословское сердце — это сердце, в котором глаголет Бог-Слово. И тот настоящий богослов, в котором говорит, глаголет Бог-Слово. И если у нашего сердца есть вкус духовный, о котором говорили вначале, то каждый раз, когда открываем уста и исходит слово, с этим словом исходит и божественная благодать, которая живет у нас в сердце. И как раз эта благодать, которая исходит с нашими словами, каким-то тайным образом создает в сердцах людей восприимчивость этого слова. И поэтому тогда наше слово приемлемо для всех, ибо тогда это слово имеет силу менять людей, которые его слушают. Даже если такое сердце богословское молчит — уже делает свое дело.
В Отечнике был описан такой случай. Несколько молодых людей пошли к авве Антонию Великому. Их было пятеро и четверо из них постоянно задавали какие-то вопросы святому, но не получали ответов. Один ничего не говорил. Спрашивает его авва Антоний: «Ты, молодой человек, все сидишь и молчишь. Нет у тебя никакого вопроса? Никакого мнения?» И что отвечает этот философ? Философ, как говорят святые отцы, филос софияс друг Мудрости, Премудрости — с большой буквы — Христа то есть. Премудрость Божия — это Христос. И храм Софии, который в Константинополе, не мученице Софии посвящен, а Премудрости Божией — Христу. Этот молодой человек отвечает святому Антонию: «Мне и того достаточно, что вижу тебя, авва». То есть богословские вести от нас передаются не только словом, но и всем присутствием, и даже внешним видом человека, в котором глаголет внутри Бог-Слово. Поэтому, дети, вы должны быть очень внимательны к жизни, потому что вас избрал Господь. Не случайно, что вы — члены Академии, этой богословской школы. Вас Бог-Слово позвал сюда. И поэтому вы особенно должны быть внимательными, чтобы соблюдали, сохраняли заповеди Божии, посредством которых очищается сердце.
|