Слово на открытии выставки православного искусства в
Национальной Академии Наук Беларуси
в рамках духовно-просветительской программы
«Искусство и Православие»
(21 января 2008 года, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора НАН РБ)
|
|
Каждый раз, когда мир отмечает наступление нового года, или, говоря словами Библии, лета благости Божией (Пс. 64: 12), январские дни наполняются особым светом, который согревает наши сердца.
Мы переживаем обновление наших надежд... Мы с благодарностью радуемся о том, что достигнуто, и дерзновенно размышляем о будущем...
Евангельская история открывает нам причины такого особенного состояния внутренней радости, вдохновения и ощущения всеобщего единства перед лицом светлой тайны. Вольно или невольно, все мы живем в эти дни во свете Рождества Христова, в сиянии Вифлеемской звезды и в ликовании всего мира, в котором его Творец рождается как Младенец. Он — Сын Божий, Он — Сын Человеческий.
Боговоплощение и Богоявление: вот истинные причины нашего вдохновения, которое обновляет и укрепляет сердца и умы, утверждает семейные узы и связует поколения, направляет художественное творчество и углубляет научные изыскания.
В жизни современного белорусского общества эта христианская истина воплощается в новых традициях, которые не изобретены в тиши кабинетов, но призваны к бытию естественным состоянием народного духа и разума. Предстоящие в течение этой недели события духовно-просветительской программы посвящены теме взаимной связи и взаимного проникновения искусства творить и веровать. Эти события подобны зеркалу, в котором отражаются подлинные объемы национального творческого потенциала и его истинно духовное культурно-историческое и научно-практическое содержание.
Христианская традиция рассматривает творчество как одно из основных проявлений в человеческой природе образа и подобия Бога, Которого мы исповедаем как Творца всего сущего. Я рад, что сегодня здесь, в творческой среде белорусской интеллигенции мы можем откровенно и единомышленно свидетельствовать о том, что главным критерием значимости и ценности плодов человеческого духа является их созвучность созидательной воле Творца неба и земли.
Особенно важно, чтобы этот критерий оценки был принят теми деятелями культуры, кто избрал своим уделом гуманитарную область деятельности: живопись, музыку и литературу.
Преподаватели, а также студенты наших творческих ВУЗов широко представлены своими трудами на этой выставке. И я с надеждой обращаю к вам, друзья мои, слова в духе Евангелия, что заботиться более следует не о том, что музы вам повинуются, но о том, чтобы имена ваши были написаны на небесах (Лк. 10: 20).
При этом человек не должен быть заносчив в своей творческой исключительности. Творческой личностью может и даже обязан быть каждый! Ведь в этом состоит не только божественное призвание человека как венца всего творения, но и его обязанность как единственного существа в мире, которое способно уподобиться Богу в благословенном творческом акте. Наиболее яркие творческие достижения наших соотечественников, стремящихся к такому уподоблению, ежегодно отмечаются Президентской Рождественской премией «За духовное возрождение».
Не менее символично, что мы открываем нашу совместную выставку именно в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной Академии Наук Беларуси. Труженики этого научного учреждения совершают в жизни нашего общества миссию хранителей сокровищницы народного духа, национальной души, многовековых традиций и уклада личности белорусов всех времен. Это высокая ответственность, потому что совершать такое служение можно и должно лишь с чистыми помыслами и открытым сердцем.
Особая благодарность Православной Церкви ныне обращена ко всем этнографам и фольклористам нашей белорусской земли за подвижническую деятельность блюстителей народного творчества, истоки которого — в прославлении Бога-Творца.
На нынешнем рубеже веков память человека о своем высоком призвании без преувеличения становится фактором выживания. Оттого и христианская культура сегодня обретает новую значимость в мире, который многие горячие головы спешат объявить «постхристианским». Все мы становимся свидетелями того, как колеблются основания Старого Света, которые под напором цинизма и безверия теряют библейские устои морали и Евангельское понимание о жертвенности и милосердии, утрачивают религиозные основы мировоззрения и христианский фундамент культуры.
Подобное оскудение предвещает Европе грозные испытания, и потому нам надлежит не оспаривать единство науки и религии в постижении тайн Вселенной, но сообща благовествовать о торжестве Вечной Жизни на языках богословия и физики, проповеди и богослужения, музыки и литературы, иконописи и художества.
И да пребывает с нами Божия благодать в деяниях наших рук и в биении наших сердец!
Филарет Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси.
|