О монашестве. Ко дню празднования трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Из бесед с игуменом Ефремом
О. Ефрем: «Много не буду говорить вначале, потому что вижу, вопросов достаточно у вас.
Никогда не забывайте, кто вы такие, не забывайте ваших монашеских обязанностей, чтобы сохранить ту верность, с которой пришли. Как говорит Василий Великий, следовать правилам и уставу монастыря, киновии. Первое, что должен стараться соблюдать монах, - это его личное келейное правило, его служба (богослужение имеется в виду), и его служение — дело, послушание.
Когда он делает эти три вещи, приходит энергия благодати в него, и начинает его сердце тянуться ко Христу само собой. Наше утешение, наша радость, наша гордость, жизнь наша, если хотите, наше любовное увлечение — это Христос. Как и в монастыре владыки Вениамина говорили, - должны стяжать образ мышления Христа. Как апостол Павел говорит, тот же образ мышления имейте, как и Христос. Если монах, братья, не найдет утешения Утешителя — Святого Духа — тогда он начинает обращаться во вне и начинает завязывать знакомства мирские, дружбу — в вашем монастыре это особенно легко — начинает свою личную жизнь устраивать, начинает свои собственные вещи строить, начинает что-то уже тайком делать, по своему помыслу, и начинает потом осуждать монастырь, осуждать игумена: «Меня здесь не понимают, недооценивают, нет здесь правильной духовной жизни». Духовно монах без благословения служит дьяволу. Это все очень важно для нас. Если немножко внимателен монах к своей жизни, может его сердце начать вкушать ту невыразимую сладость благодати. И как сердце почувствует эту сладость, тогда его уже не интересует грязь мира сего».
(Из беседы архимандрита Ефрема с насельниками Жировичского Свято-Успенского монастыря.)
— Можно ли вести борьбу со страстями, не имея духовного руководителя, а только по святоотеческим книгам?
— Не может человек стать врачом, только читая Медицинскую энциклопедию. Нужен специалист. Нужен специалист, от кого будете зависеть. Не будьте сами себе советниками. «Человек, который сам себе советник, он сам себе враг», — говорит Василий Великий. Нет хуже вещи для монаха, чем если он поверит своему помыслу. Старец Иосиф-исихаст, говорят, так выражался: «Видишь монаха, который в заблуждении, — знай, что он сперва поверил своему помыслу».
— Если уходят из монастыря люди. Бывает ли такое у вас, и как их вернуть?
— И от нас время от времени уходят. От этого и нам, к сожалению, не избавиться. Есть такой бес специальный, который представляет себе весь мир вне твоего монастыря идеальным, чтобы ты ушел оттуда. И это убедит тебя сделать, если убедит тебя сперва поверить своему помыслу.
Василий Великий говорит: «Человек, который сам себе советник, — тот сам себе враг». Такой преподобный Нафессалоник, киприот, говорил, что благо всех благ — это страх Божий и память смертная.
(Из беседы архимандрита Ефрема с насельниками Полоцкого Свято-Евфросиньевского монастыря.)
|