|
ПРОПОВЕДИ
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
БЕСЕДА
НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 10, 32-33, 37-38; глава 19,
27-30.
|
Настоятель
прихода храма иконы Божией Матери "всех скорбящих Радость",
г. Минска
Игорь Коростелев |
Прозвучала 6 июня 2004
года по первому каналу Белорусского радио, в программе "Воскресная
проповедь". |
ВО
ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
В первое воскресенье после Пятидесятницы (дня сошествия Святого Духа на Апостолов и дня рождения Церкви Христовой) Святая Церковь вспоминает всех святых прославленных Церковью и прославивших Церковь вплоть до сегодняшних дней. Этим Церковь свидетельствует и указывает на плоды сошедшего на землю Святого Духа. Неплодна была земля святостью. Но напоённая благодатью Святого Духа обильно начала плодоносить. |
Сегодняшнее Евангелие учит нас тому – что значит быть святым, то есть - что значит быть христианином.
"Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом моим Небесным». Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдалённое будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времён и стран; сказал это Господь и нам, слушающим эту программу. Ученики Господа – не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые приняли на себя обеты служения Ему: ученики – те, которые действительно исповедают Его Господом своим, исповедают полновластным Владыкою над собою, последуя Его учению, как учению Бога, исполняя Его заповеди, как заповеди Бога.
Исповедание должно быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом, всей жизнью.
Стыд, робость, колебание – нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть исполнено, как бы на открытом месте, перед всем человечеством, перед Ангелами святыми и перед ангелами падшими, перед взорами земли и неба.
Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казнённого позорной казнью Богочеловека перед судом церковным и гражданским, перед сильными и мудрыми земли, перед тиранами и мучителями, перед лицом пыток и казней, перед лицом насильственной смерти. Такое же исповедание Господа принесли Господу святые мученики и новомученики, наполнившие всё пространство земли кровью своей, огласившие всю землю святым свидетельством Богопознания и Богопочитания. Исповедали Господа невидимым мученичеством и постоянным самоотвержением в течение всей жизни преподобные иноки (монахи): они служили союзом земли с небом, принадлежа небу во время своего пребывания на земле. Исповедали Господа презрением и неприятием начал мира те угодники Божии, которые жили в миру, к которым можно отнести слова Евангелия: «Сии в мире суть, и не суть от мира» (Ин. 17; 11, 16). Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, есть знамение всех святых.
Исповедание Богом-Сыном человека пред Богом-Отцом есть введение этого человека в теснейшее единение с Богом. Богом установленное, богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом того человека. Но включение в число избранных есть плод собственного благого произволения (желания и воли) человека.
Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом: необходимо исповедание делами и жизнью. «Иже аще постыдится Мене, - сказал Господь, - и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда придет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк. 8; 39). Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, - должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противоположность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и учения Его перед всеми людьми. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своём, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны Богоугодной жизни. Жизнь Богоугодная служит предметом ненависти и насмешек для гордого мира. Чтоб избежать ненависти мира, его преследований и стрел, сердце слабое, не утверждённое верою, склоняется к человекоугодию, изменяет учению Господа, исключает себя из числа избранных. Господь же утверждает Своих учеников в верности Себе и Своему учению грозным словом, которое мы слышали в сегодняшнем Евангелии, грозным определением, объявляемым заранее.
Зависимость от человеческого общества слабее зависимости семейной. Легче уклониться от подчинения требованиям общества, чем уклониться от подчинения требованиям семейным. Требованиям семейным помогает закон естественный, когда эти требования согласуются с законом Божиим, помогает им сам закон Божий. Верующий человек часто бывает в недоумении от противоречащих друг другу требований, не зная, исполнение которых из них является Богоугодным. Недоумение это разрешает предвидевший его Господь, разрешает со всей твёрдостью. Он сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10; 37). «Кто предпочитает Моей воле волю родителей или других родственников, кто предпочитает их образ мыслей и их убеждения Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня».
Но затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне, мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя. Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением Его заповедей. Грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро, повреждённое грехом, затрудняет исповедание, смешивая его с исповеданием достоинств падшего естества. Уклониться от общества человеческого, от родственников – возможно; но куда уйти от самого себя? Куда скрыться от своего естества? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Кто умертвит своё падшее естество мечом учения Христова, «кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, - сказал Господь, - тот обретёт её, тот спасёт её» (Мф. 10, 39; Мк. 8, 35). Напротив того, кто будет поступать по понятиям и влечениям падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, «сберёгший душу свою потеряет её. Кто не берёт креста своего, - не возложит на себя иго заповедей Моих, - и не следует за Мною в самоотвержении, а будет последовать самому себе, - тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).
ПСвятая Церковь, в намерении объяснить судьбу избранных Божиих во времени и в вечности, положила сегодня читать, после слышанного нами страшного, нелицеприятного, решительного определения, исшедшего из уст Божиих, ответ Господа на вопрос святого апостола Петра: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?». Господь обещал особую почесть двенадцати апостолам. Как Богочеловек есть единственный вечный Царь Израильский, то есть Царь всех христиан, этого духовного Израиля, который составится из всех народов земных и населит собою землю обетованную – небо; так и апостолы, посредством которых покорены Богочеловеку все народы, естественно соделались начальниками и судьями этого нового Израиля, этого вечного, небесного народа. Объяснив апостолам, значение их в человеческой истории, Господь дополнил: «И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат ныне, во время сие, во изгнании, и наследует жизнь вечную». Изгнанием названа земная жизнь. Она – изгнание, потому что люди низвергнуты на землю и подчинены страдальческому странствованию на ней за преступление заповеди Божией. Она – место и время изгнания для последователей Христовых, потому что в ней преобладает владычество греха, враждебное последователям Христовым, преследующее их непрерывающимся, ожесточённым гонением. Они подвергаются разнообразному мучительству греха и внутри себя, и извне: с исступленной злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие духи; действует против них большинство людей, поработившихся падшим духам, и служащие для них слепым, несчастным орудием; действуют против них собственные страсти и пристрастия.
И в этом временном изгнании сторицей получат последователи Христовы в сравнении с тем, что они оставили ради Христа и ради Его учения. Они ощутимо принимают благодать Всесвятаго Духа. В сравнении с утешением, доставляемым Божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мира. Пред духовным богатством, пред духовной славой ничтожны все богатства мира, вся слава их. Удовольствия греховные и плотские в воззрении святых Божиих – отвратительные скверны, исполненные смертной горечи; положение знаменитых и богатых мира сего подобно гробам поваленным, блистающим снаружи, внутри наполненным тления.
Все земные блага и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек, по неизбежному и неумолимому закону смерти, оставит землю и переселится невозвратно в вечность. Иному закону подчиняется Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему её здесь. Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело, - благодать, как бы стесняемая доселе плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит своё свидетельство и залог свой, тогда, сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. «В век грядущий он жизнь вечную наследует» (Мф. 19, 29), - сказал Господь. Жизнь настолько преизобильную и прекрасную, что плотской человек, основывающийся в суждениях о неведомом на понятиях о ведомом, не может составить о нём никакого понятия при посредстве собственного суждения.
Да дарует и нам Господь за исповедание Его наследовать эту жизнь, уготованную для всех нас непостижимой, безграничной милостью искупившего нас Собою Господа Иисуса Христа.
АМИНЬ.
Литература: 1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Проповеди. Москва, 2001 г.
|