На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Обращения, речи, приветствия

06.01.2013

Рождественское послание Высокопреосвященного Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси
Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...

Тропарь Рождества Христова

Сегодня наши сердца озарены радостью о воплотившемся Сыне Божием. Свет разума — Господь наш Иисус Христос — сияет всему миру лучами Рождественской звезды. Его славословят Силы Небесные, Ему поклоняется красота земли. Море увидело и побежало; Иордан обратился назад (Пс. 113: 3), — таким увидел пророк ликование природы, встречающей новорожденного Богомладенца.

Понимая это воистину вселенское значение Боговоплощения, мы в то же время ощущаем, что оно обращено к каждому из нас. От волхва, носителя власти и знания, до скромного пастуха — каждый призван услышать Благую весть. И это потому, что сердце человека — основание, на котором держится благополучие мира и с которого, напротив, начинается его разрушение.

Господь сотворил нас по Образу Своему, чтобы мы уподоблялись Ему. Но чудо творения человека заключается в том, что Бог дает нам возможность самим определиться: желаем мы идти к богоподобию или нет. Свобода есть величайший дар, но и тяжкое бремя для тех, кто не готов понять ее как условие любви.

Воплощение Христа Сына Божия — свободное действие любящего Бога. И его смысл — восстановить свободу человека в ответной любви.

Евангелист Лука рассказывает, как Святое Семейство, выйдя из Назарета для участия в переписи, ищет крова в Вифлееме. И мы видим за этим описанием, как Господь ищет место, чтобы явить Себя. Но все вифлеемские дома оказываются заняты.

Что может быть красноречивее? Дома и комнаты, которые являются образами человеческой души, заполнены. И не так уж и важно — кто поселился там, какими мыслями и чувствами полны души, если в них не находится места для Творца.

Но вот чудо милосердия Божия! Избрав Себе Матерью смиренную Деву, Он не гнушается быть рожденным в вертепе, в обыкновенном загоне для скота. Даже если род человеческий не готов к торжественной встрече Бога, Он все равно придет, облаченный в кротость и смирение! «Тайно родился Ты в пещере, — свидетельствует Церковь и сразу же добавляет: — но небо о Тебе всем провозгласило» (великая вечерня, тропарь, глас 6).

Боговоплощение освящает пещеру нашего внутреннего мира, созидая из нее царственные чертоги. Как поется за рождественским богослужением: «Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана» (тропарь шестого часа навечерия Рождества Христова).

Любовь Бога, доходя до крайнего смирения, ждет от человека ответного шага. Но, обращаясь к свидетельству евангелиста Матфея, мы обнаруживаем, что Рождество Христово не всем принесло радость. Ревность и зависть, порожденные гордыней, не позволили принять Благую весть царю Ироду. Более того, он стремится сделать все, чтобы не допустить вхождения Бога в историческую плоть мира, — Ирод велит убить всех младенцев, рожденных в Вифлееме.

Отчего же сердце человека так по-разному реагирует на явление Света, на приход в мир Творца? В аскетической литературе силы нашей души порой уподобляются животным. Вол и осел из Вифлеемской пещеры, которых мы видим на иконах, кротко признали в Бого-младенце своего Хозяина. Но мы знаем и об аспиде и василиске (см. Пс. 90: 13), обитающих в сердце человека. Именно о них в Писании говорится: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15: 19).

Поэтому, стоя ныне перед яслями Христа, нам нужно рассмотреть движения собственного сердца.

Что в нем: кротость или ропот, славословие или досада, благодарность или желание уязвить ближнего?

Многие мудрецы пытались облегчить человеку это страшное бремя выбора, подсказывая и объясняя необходимость следовать добру. Но наше сердце знает: настоящий выбор всегда происходит в одиночестве, и за нас его не совершит никто другой. Социальный статус не снимает ответственности за принятые решения, равно как и отсутствие статуса не оправдывает нерешительности и пассивности перед лицом зла.

В этом году во всем мире будет отмечаться 1700-летие решения, которое воистину изменило ход истории. В 313 году император Константин издал знаменитый Миланский эдикт, за которым последовало постепенное становление христианства в качестве господствующей религии Римской империи. Это решение было принято не случайно: оно осуществилось на фоне и под воздействием определенных политических, экономических, общественных обстоятельств. Но Церковь увидела, что все грани этого решения были освящены личной верностью императора Христу, и именно поэтому прославила Константина в лике святых.

Годы шли, и наряду с несомненными благами, принесенными Церкви Миланским эдиктом, стало очевидно, что в среде христиан вера начала постепенно охладевать. Христианство выбирали не только как путь спасения, но и в знак лояльности к властям, ради доступа к государственным привилегиям.

Дорогие братья и сестры! Книгу истории пишут человеческие сердца. И то, что происходило 1700 лет назад, происходит и в наши дни.

Благодарение Богу, в Беларуси добрые отношения между государством и Церковью. Мы развиваем сотрудничество, общаясь на языке нравственных ценностей. Но сегодня важно помнить, что христианство имеет дело не только с общностью людей: оно обращено к каждой отдельной личности. Господь ждет от нас решения: впустим ли мы Его в наше сердце или оно окажется занятым заботами века сего. Есть ли у нас золото веры, ладан молитвы и смирна покаяния (см. Мф. 2: 11), чтобы достойно встретить Творца?

На эти вопросы каждый отвечает сам. Но сегодня хочется всех призвать поклониться Христу, чтобы плоды Его любви ощущались в каждом доме, в каждой семье. Вот эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22, 23).

Каждый человек хочет любить и быть любимым. Пусть же эти святые дни Рождения Господа во плоти станут для нас поводом поделиться богатством наших душ с ближними. Пусть Вифлеемская звезда укажет каждому из нас путь в сердца наших родственников и коллег, наших соседей, друзей и врагов, ибо там, в сердце, — Христос Бог наш. Оставим прошлые горечи и обиды и устремимся в будущее. Ведь с нами Бог, Ему принадлежат и время, и пространство. Где Дух Его любви, там и дом наш.

Паки и паки приветствую вас, дорогие белорусы, живущие за пределами Отечества, и желаю вам ощутить в рождественские дни единство народа Божия, над которым не властны любые расстояния.

Мир вам от Господа, дорогие братья и сестры!

Христос родился! — Бог воплотился!

Христос среди нас! — И есть, и будет!

Благословен Грядый во имя Господне!

+ Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рождество Христово 7 января 2013 года град Минск

Па-беларуску

church.by

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым