На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Обращения, речи, приветствия

«Слава Тебе, показавшему нам Свет!»
(Великое славословие утрени)

Рождественское послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси


Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!


В дни Рождества Христова мы с особой ясностью сознаём, что рождение в мире людей Господа нашего Иисуса Христа — это праздник великого просвещения человеческого рода Светом Истины.

Почему в нашей речи слово «истина», как и слово «свет», обычно не употребляется во множественном числе? Потому что она не бывает двоякой, ибо Истина — всегда от Бога. Это о правде говорят, что она, мол, у каждого своя. И поэтому разномыслия и противоречия раздирают человеческое сообщество, как ветхую ризу.

В Рождестве Сына Божия Иисуса Христа исполнилась многовековая мечта людей, которая задолго до этого события была предвозвещена в Псалтири: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются, — гласит Ветхозаветное Писание, — истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84: 11–12).

Правда Божия приникла с небес в день Благовещения Приснодевы Марии, и Божественная Истина возникла из земли — из вифлеемской пещеры, в которой, по свидетельству Ангела Господня местным пастухам, «родился… в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 11).

Впервые пророчество о Свете, приходящем в мир, записал пророк Исаия, названный ветхозаветным евангелистом: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9: 2).

И здесь припоминаются слова одного из псалмов, которые описывают состояние некогда пленённого народа: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего» (Пс. 106: 10–11).

Если мы будем честны по отношению к самим себе, то мы неизбежно поймём, что и нашим предкам, и нашим современникам, да и нам самим знакомо такое «скованное» состояние души и ума, когда забывается Истина, когда изгоняется Бог, когда заглушается совесть, которая есть не что иное, как глас Божий в душе каждого человека.

Сегодня, в празднование Рождества Христова, давайте напомним друг другу об истинном значении и содержании того, что мы называем «просвещением». Обучая наших детей основам наук и повышая уровень собственных знаний, мы хорошо делаем. Но если мы небрежём о совести и о таких основополагающих ценностях мировой цивилизации, как любовь к Богу и любовь к ближнему, — мы далеки от истинного понимания того, что есть просвещённый человек.

Целая эпоха в истории европейской культуры была названа «эпохой Просвещения». Но это было также и время самонадеянного и соблазнительного отказа учёных умов от Божественной истины, время гонений, воздвигнутых на Господа Иисуса Христа, на Евангелие любви и на Божественный Закон жизни.

Именно тогда знания и разум начали противопоставлять вере и сердцу, словно они — непримиримые враги. И что же породила эта горделивая эпоха? Нет, не процветание народов, не мир и не благоденствие. Она вызвала к жизни такие гражданские смуты и кровопролития, такие войны и исторические катастрофы, которые по сей день отзываются зловещим эхом в умах людей.

Страшный опыт переживает человек, накопивший многие знания, обладающий прогрессивными взглядами и широкими практическими навыками, — но не просвещённый светом Божественной Истины. Рано или поздно он сознаёт, что не свободен, что скован одиночеством и безысходностью, что покрыт тенью забвения, и вокруг — пустота...

К самым сокровенным тайникам человеческого сердца обращён евангельский вопрос Христа Спасителя: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6: 23). И когда человек попытается честно ответить своему Творцу и самому себе на этот вопрос, то он непременно возжаждет подлинного, полноценного, истинного просвещения.

Так в чем же оно состоит — просвещение человека, нации, всего человеческого рода? Оно состоит в том, чтобы «дать уразуметь народу… спасение в прощении грехов»; в том, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги… на путь мира» (Лк. 1: 76–80).

Это определение принадлежит священнику Захарии, который произнёс его над своим новорожденным сыном Иоанном — будущим Пророком, Предтечей и Крестителем Господним. И когда прошло шесть месяцев после произнесения этих слов, тогда зимней ночью в городе Давидовом, в пещере для овечьего стада, Творец просветил мир Рождеством Сына Божия — Сына Человеческого, Богомладенца Иисуса.

И с этой поры, по слову апостола и евангелиста Матфея, который вторил древним пророчествам, «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 14–16).

Возлюбленные братия и сестры! Мы много размышляем и говорим о том, как правильно воспитать умных и добрых детей, как удобнее вместить в юные умы нужные и полезные знания. И когда эта задача более или менее решена, нас особенно волнует проблема того, чтобы все эти накопленные сокровища не стали для них тяжким грузом, мёртвым в своей бесплодности.

И здесь христиане призваны напоминать своим словом и делом, своим трудом и всею жизнью своею, что лишь в Свете Божественной Христовой Истины посеянные зёрна согреются, и прорастут, и раскроют листву, которая обрадует сердце, и принесут добрые плоды.

«Свет Христов просвещает всех»! Именно христиане в этом мире призваны быть светильниками, чтобы освещать путь истины и жизни Светом Христа Спасителя.

Так, размышляя о событиях более чем двухтысячелетней давности, мы думаем о себе, о современном обществе, о нашей личной и общей истории. И сегодня, когда мы вступили в новый год гражданского летоисчисления, мы с радостью убеждаемся, что многовековая летопись нашего исторического бытия не прервалась. Она зримо присутствует в нынешнем времени, и мы продолжаем её написание — здесь и сейчас.

В наступившем году исполняется 100 лет со дня перенесения из Киева в Полоцк мощей святой покровительницы Белой Руси преподобной матери нашей Евфросинии. Вспомним, что этой годовщине в течение двух десятилетий предшествовало возрождение самой Полоцкой обители, воссоздание духовного символа Белорусской земли — Креста преподобной Евфросинии, сооружение серебряной раки для её святых мощей, открытие фресок в храме XII столетия, пред которыми Преподобная проводила в молитве к Богу время своей жизни, и, наконец, благоукрашение и расцвет самого града Полоцка.

В нынешнее время всё это и многое другое становится продолжением той просветительской деятельности, которую княжна-игумения начала восемь веков тому назад. И эта миссия неотъемлема от Святой Церкви, которая призвана всеми силами следовать завету своего Основателя и Главы Господа Иисуса Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).

Замыкая цепь исторических событий не только XX века, но всех восьми столетий, прошедших со времени земного служения преподобной Евфросинии, нам предстоит совершить воспоминание её великого шествования из Киева в Полоцк, которое освятило земли братских народов в преддверии их огненных испытаний.

Возвращая в нашу современную жизнь людские имена и деяния минувших дней, мы отдаём нашим предкам и предшественникам долг благодарной памяти. И одновременно мы принимаем на себя полноту духовной ответственности за нынешние и грядущие времена. Именно поэтому предстоящее празднование 100-летия возвращения преподобной Евфросинии в Полоцк обращено не только в прошлое, но, прежде всего, — в будущее наших молодых и юных поколений, в Жизнь Вечную, где «всё и во всём Христос» (Кол. 3: 11).

Вот почему сегодня, в дни празднования Рождества Христова, мы едиными устами и единым сердцем вторим словам древней Псалтири, которые направлены ко Грядущему в мир Спасителю: «У Тебя источник жизни; во свете Твоем мы узрим свет» (Пс. 35: 10). Аминь.


+ Филарет

Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси.


Рождество Христово,
2009 / 2010 гг.,
Минск

По-белорусски

Официальный сайт Белорусской Православной Церкви

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым