Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский
"Терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел", - говорил святитель Тихон Задонский о терпении
13/26 августа Православная Церковь празднует 150-летие с момента прославления в лике святых святителя Тихона Задонского, чьи мощи покоятся в Задонске, в соборе монастыря рождества Пресвятой Богородицы.
В день памяти святителя в Задонске, как правило, собирается, свыше пяти тысяч человек — паломников со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья.
Святитель Тихон, в миру Тимофей, родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии. Отец его, бедный дьячок, умер вскоре после рождения Тимофея.
Вот что рассказывал святой о своем детстве келейнику: «Как я начал себя помнить, в доме при матери нашей... было нас четыре брата и две сестры; старший брат был дьячком, средний был взят в военную службу, мать наша сильно скорбела, как пропитать нас. В нашем приходе ямщик был богатый, но бездетный, он хаживал к нам в дом и полюбил меня. Не раз просил он меня у матушки. «Отдай мне Тиму своего, — говорил он, — я воспитаю его вместо сына, и все мое будет принадлежать ему». Матушка отказывала ему, но крайний недостаток в пропитании заставил ее согласиться. Взяв за руку, она повела меня к ямщику; я хорошо это помню. Старшего брата в то время не было дома. Когда возвратился он, то спросил сестру: «Где матушка?» «Повела Тиму к ямщику», — отвечала та. Брат, догнав матушку и став перед ней на колени, сказал: «Куда вы ведете брата? Ведь ямщику отдадите, ямщиком он и будет; я лучше с сумою пойду по миру, а брата не отдам ямщику; постараемся обучить его грамоте; тогла он может определиться в дьячки или пономари...». Матушка воротилась домой... Так как в доме есть было нечего, то, бывало, весь день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только покормил меня хлебом. Вот в какой нужде воспитался я...».
После духовного училища Тимофей продолжил учиться в семинарии. В той же семинарии был назначен учителем риторики.
Родственники старались склонить Тимофея к браку и священству, надеясь иметь в нем для себя жизненную опору. Но юноша тяготел к монашеству. Два случая определили его судьбу. Тимофей чудом избежал смерти, опершись на ветхие перила колокольни в Александровском (Свирском) монастыре. Этот случай наглядно дал понять Тимофею о том, что всегда надо быть готовым к вечности и о бренности всего земного. И вот второй случай:
«Еще во времена своего учительства, — рассказывал святой келейнику, — я любил проводить ночное время без сна и заниматься то чтением полезных книг, то размышлениями душеполезными. В мае месяце... я вышел на крыльцо... Вдруг разверзлись небеса, и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом обнять нельзя. Это было на короткое время, и небеса опять стали в своем виде. От этого чудного видения во мне пробудилось горячее желание уединенной жизни. Долго и после того чудного явления чувствовал и восхищался я умом; и поныне, лишь вспомню, ощущаю в сердце веселие и радость».
Пробыв учителем семинарии четыре года, Тимофей принял монашество с именем Тихон. Вскоре Тихон стал иеродиаконом, затем иеромонахом, а через год после пострига — архимандритом и был назначен настоятелем Желтикова монастыря, затем ректором Тверской семинарии и настоятелем тверского Отроча монастыря. На Пасху святитель служил с Литургию с преосвященным Афанасием. По обыкновению, когда архиерей во время херувимской вынимал частицы о здравии, «оговорился», сказав по поводу архимандрита Тихона вместо «священноархимандритство твое» — «епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В тот же самый день в Петербурге митрополит Сеченов с Епифанием метали жребий. Семь жребиев кандидатских было написано, а Смоленский архиерей говорил митрополиту: «Прикажите написать жребий тверского ректора Тихона». На что Сеченов ответил: «Он еще молод, время не ушло». Однако имя Тихона было записано, и его жребий был восьмым. Три раза подряд вынимали имя Тихон. Митрополит сказал: «Ну, знать так Богу угодно, — быть ему епископом». На 37 году своей жизни Тихон был поставлен во епископа, а для пребывания его был назначен Хутынский монастырь.
Святитель Тихон всюду, где замечал нарушения и нерадение, тут же старался их исправлять увещеваниями, указами и распоряжениями. Вмешательства светских лиц в церковные дела святитель не любил.
Святой Тихон большое внимание уделял открытию семинарий и вообще просвещению и образованию приходского духовенства и их детей. Св. Тихон обращал внимание и на частную жизнь членов своей паствы, в особенности стараясь умиротворять часто возникавшие ссоры.
Много святитель писал рассуждений о покаянии, христианском долге, страхе Божием, о любви и о ее плодах для простого народа.
Святой Тихон проявлял благочестивую ревность в искоренении языческих празднеств. Однажды святитель лично выступил перед народом, и его обличительная речь была столь сильна, что языческое торжество больше не повторялось.
Особую заботу проявлял святитель о простых детях:
«Святитель любил приучать маленьких крестьянских детей ходить к обедне. Из церкви он приглашал их к себе, и толпой шли за ним в его келью бедные и неимущие из крестьян и малые дети... Войдя за святителем в его келью, дети положат по три земных поклона и громко произнесут:
— Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
— Дети, где Бог наш? — спросил их святитель.
— Бог наш на небеси и на земли, — ответят отчетливо ему дети.
— Вот хорошо, дети, — скажет святитель и начинает гладить рукой всех по голове и раздавать им подарочки.
А дети молятся... Кто побольше, читает Иисусову молитву, а малые, года по три-четыре-пять, кричат что есть силы:
— Господи, помилуй! Господи, пощади! Пресвятая Богородица, спаси нас! Вси святии, молите Бога о нас!
Так молились в его келье малые молитвенники. Святитель, отечески говоря с детьми, внушал им скромность, простодушие, незлобие и кротость».
Кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 года, 13 августа 1861 года Священный Синод открыл мощи святителя для всеобщего почитания и поклонения.
Литература
• Святитель Тихон Задонский. Том 1. М.: Изд св. Игнатия Ставропольского, 2003.
• Е. Поселянин. Избранные жития святых. М: изд. православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста, 2001.
• Е. Поселянин. Святая Юность. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005.
|